Со 2 августа 2014 года максимальный лимит выплат по европротоколу — когда ДТП с участием двух автомобилей оформляется самими водителями без привлечения инспектора ГИБДД — увеличен с 25 тыс. до 50 тыс. руб. по договорам ОСАГО. «Газета.Ru» узнала у экспертов и участников рынка, выросло ли с тех пор число случаев, когда участники дорожного движения сами оформляют мелкие аварии.
Согласно недавнему опросу «Газеты.Ru», 55% российских автомобилистов считают, что европротокол поможет решить проблему пробок, образующихся из-за незначительных аварий. При этом 40% респондентов заявили, что намерены воспользоваться этим способом оформления ДТП, если возникает такая необходимость.
Однако глава Ассоциации защиты страхователей Николай Тюрников утверждает, что сомнения по-прежнему заставляют автомобилистов, попавших в аварию, стоять на дороге и ждать инспектора, который оформит все необходимые документы. Эксперт не исключает, что число обращений в страховые компании за выплатами по европротоколу могло даже сократиться в последние месяцы.
«Во-первых, несмотря на то, что лимит выплат по европротоколу был увеличен до 50 тыс. руб., из-за падения курса рубля серьезно подорожали и запчасти,
— рассказал «Газете.Ru» Тюрников. — Автомобилисту сейчас сложно оценить на месте аварии, хватит ли ему этих денег на ремонт. Во-вторых, оформить ДТП по европротоколу водители могут только в том случае, если у обоих полисы ОСАГО были оформлены после 2 августа 2014 года. Соответственно, огромное количество автовладельцев еще не могут получить до 50 тыс. руб. компенсации, пока не закончится их действующий полис и они не приобретут новый».
По данным Российского союза автостраховщиков (РСА), резкого роста количества обращений потерпевших в страховые компании по европротоколу пока не зафиксировано.
«В ноябре доля потерпевших, обратившихся с заявлениями для урегулирования убытков в рамках европротокола, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года практически не изменилась,
— пояснили «Газете.Ru» в пресс-службе организации. — В отдельных регионах уровень применения европротокола достигает 30%. При этом интересно отметить, что, например, в Санкт-Петербурге число обращений по европротоколу значительно выше, чем в Москве».
По данным РСА, средняя выплата по ОСАГО в России сегодня составляет примерно 34 тыс. руб. — то есть большинство ДТП укладывается в 50-тысячный лимит по европротоколу.
Как отмечают в РСА, в последнее время тема европротокола получила широкую огласку, большее количество водителей узнали об этой возможности.
«Надо понимать, что любая новация в процедуре урегулирования сказывается на статистике и выплатах не раньше чем через полгода. По нашему мнению, объективно оценить влияние изменений можно будет не раньше весны», — считают представители союза.
По словам заместителя генерального директора «РЕСО-Гарантия» Игоря Иванова, в компании не наблюдают роста числа документов об авариях, оформленных по европротоколу.
«Средняя сумма выплаты по упрощенному урегулированию убытков в компании не изменилась и составляет 5–6 тыс. руб., — поделился с «Газетой.Ru» данными Иванов. — Максимальная сумма — 25 тыс.».
Эксперт полагает, что большинство водителей еще не научились оформлять извещение о ДТП по всем требованиям, поэтому им спокойнее, когда оформляет аварию патруль ДПС.
Вице-президент «Ингосстраха» Илья Соломатин также заявил «Газете.Ru», что сделать выводы о том, выросло ли число обращений страхователей за выплатами по европротоколу, можно будет только в конце января, когда появится соответствующая статистика. «Навскидку говорить об этом пока довольно сложно», — уточнил Соломатин.
Директор по урегулированию убытков СОГАЗа Владимир Козлов считает, что динамика количества обращений страхователей за выплатами по европротоколу продолжает идти по возрастающей. «Число таких обращений постепенно растет, еще с тех пор, как европротокол только появился в России и лимит выплат по нему составлял 25 тыс. руб., — заявил «Газете.Ru» Козлов. — Вместе с тем увеличивался и объем убытков страховых компаний. Однако пока нельзя утверждать, что увеличение максимальной суммы денежной компенсации сказалось на популярности европротокола».
По данным заместителя руководителя департамента урегулирования убытков «Росгосстраха» Дмитрия Титиева, число обращений клиентов за компенсациями по европротоколу выросло незначительно. «Развитие европротокола как института неизбежно, и страховщики понимают это лучше всех, — поделился с «Газетой.Ru» своим мнением Титиев. — Более того, как любая оптимизационная модель, он полезен как для рынка, так и для общества».
При этом, по словам собеседника, развитию этого вида страхования мешают фундаментальные факторы. «Упрощенная процедура оформления имеет смысл только тогда, когда к этому готовы гражданские институты и общество в целом, — считает Титиев. — Инспекторы ГИБДД, например, должны приезжать на место ДТП в течение 15 минут, если авария не соответствует критериям европротокола. У судов должно быть понимание того, чем руководствоваться при принятии решений: страховщики не имеют права принимать окончательное решение о распределении ответственности, а схемы ДТП, которыми могли бы руководствоваться суды, не имеют статуса нормативного акта.
Полиция должна эффективно расследовать случаи страхового мошенничества, объем которых по ОСАГО составляет 20–30% от общего числа обращений. А в случае европротокола значение еще выше».
Собеседник также подчеркнул, что европротокол получит популярность только в том случае, когда рынок будет готов к увеличению объема выплат. Сейчас же, по словам эксперта, рынок ОСАГО пребывает в кризисе.