Появление автомобилей-беспилотников на дорогах общего пользования неизбежно, и развитие этих технологий будет оказывать огромное влияние на самые разнообразные отрасли деятельности. От транспортных перевозок до систем городского планирования, домохозяйства и даже здравоохранения.
Такую уверенность высказали ведущие автомобильные эксперты на проходящем крупном автосалоне в Лос-Анджелесе. По их оценке, пик развития технологий, позволяющих машинам самостоятельно следовать по маршруту без помощи водителя, придется на 2020–2030 годы. В свою очередь, инженеры корпорации Google, которые тестируют целый флот беспилотников на дорогах Калифорнии, уверены, что до повсеместного появления таких автомобилей на дорогах осталось не более трех лет, пишет издание Hollywood Reporter.
Как можно сэкономить
В соответствии с независимыми исследованиями, в 2013 году в среднем каждый американец провел в машине около трех часов в каждый свой рабочий день. Всего же американцы теряют в пробках в среднем 5,5 млрд часов в год.
Возможность вернуть это время и превратить его в отдых или же потратить его на работу станет одной из задач, которые стоят перед машинами с автопилотами.
«Новая технология затронет все государственные департаменты и министерства, в частности здравоохранения, образования, налогообложения, — сказал Пол Годсмарк, один из основателей канадского автоматизированного автомобильного центра передового опыта. — Многие изменения произойдут и на бытовом уровне.
Так, поскольку вождение станет менее напряженным и будет доставлять все меньше стресса, это повысит привлекательность путешествий на работу на автомобиле и обратно.
Что, в свою очередь, будет способствовать увеличению площади пригородной застройки в крупных городах США».
В своем недавнем исследовании
эксперты крупного американского банка Morgan Stanley рассчитали, что повсеместное внедрение автономных транспортных средств сэкономит бюджету США порядка $1,3 трлн.
Такие цифры будут достигнуты за снижения потребления топлива и уменьшения количества несчастных случаев. В названную сумму также входит $507 млрд, полученных за счет роста производительности, поскольку люди смогут работать в дороге, передав управление машине.
Как работают беспилотники
На сегодняшний день автомобили-беспилотники используют видеокамеры, сенсорную навигацию и иные технологии, позволяющие избежать столкновения с транспортными средствами, пешеходами и другими препятствиями, держась своей полосы.
Пока лучше всего такие машины работают в условиях ограниченного доступа, к примеру, самостоятельно паркуясь в гаражах или же следуя по автостраде. Хуже они ориентируются в условиях городских улиц, где движение автомобилей и пешеходов менее предсказуемо. Тем не менее даже при существующих на данный момент технологиях результаты работы над автомобилями-беспилотниками могут быть впечатляющими.
Так, Марк Платшон, консультант подразделения BMW, работающего надо производством электромобилей и гибридов, проехался в беспилотнике от Google и остался в восторге.
«Они могут ехать в условиях трафика, могут проехать даже по стройке, — поделился впечатлениями Платшон. — Это толковые автомобили, у которых есть будущее».
Между тем эксперты обращают внимание на то, что автономные автомобили также смогут оказать ряд благоприятных нелинейных эффектов. Так, с их помощью США могут существенно улучшить показатели смертности в ДТП и укрепить систему здравоохранения.
«На дорогах США не будут фиксировать 33 тыс. погибших человек в год, на 2,5 млн сократится количество обращений в отделения скорой помощи, а расходы на медицину снизятся на $18 млрд в год. Снимите это бремя с каждой больницы, и мы поднимем нашу систему здравоохранения. Американские водители платят $200 млрд в год за страхование автомобиля. Мы могли бы вернуть $1 тыс. каждому из них», — заявил Платшон.
Отметим, что, согласно исследованиям авторитетного американского агентства J.D. Power, полуавтономные системы вождения, такие как адаптивный круиз-контроль, функция автоматической парковки и система предотвращения столкновений, становятся все более популярными у потребителей. Согласно данным последних опросов, 24% всех респондентов заявили, что готовы платить на $4 тыс. больше для того, чтобы их автомобиль умел ездить самостоятельно. При опросе исключительно молодежи количество готовых заплатить больше за возможность не тратить время на руление достигает 41%.
Между тем в России работы по созданию собственного автомобиля-беспилотника ведутся на базе ФГУП «НАМИ». Так, специалисты института построили такой автомобиль на базе отечественной Lada Kalina. При помощи автоматики машина сама рулит, переключает передачи. Вместо привычной трансмиссии в автомобиле установлена коробка-автомат собственной разработки. Глаза автомобиля — камеры на крыше. Все полученные ими данные стекаются в центральный компьютер, после чего машина подстраивается под дорожную ситуацию.