В МВД признали, что пропагандистские кампании, нацеленные на борьбу с пьянством за рулем, неэффективны и почти не воздействуют на злостных нарушителей ПДД. Об этом заявил заместитель министра внутренних дел РФ генерал-полковник Виктор Кирьянов. Во время проходящих в штаб-квартире ООН мероприятий, посвященных устойчивому развитию и безопасности передвижения на транспорте, Кирьянов заявил о том, что Госавтоинспекция вынуждена задуматься об усилении мер борьбы с управляющими автомобилем в нетрезвом виде.
По словам Кирьянова, уже рассматривается вопрос о более жестких наказаниях для пьяных водителей, вплоть до конфискации автомобиля у злостных нарушителей и отправки их на принудительное лечение.
«Предупредительные меры? Ну что предупреждать, когда по пять раз в год один и тот же человек попадается за вождение в нетрезвом виде? А потом совершает ДТП, и в результате погибают люди», – заявил замглавы МВД.
Кирьянов отметил, что рост числа случаев вождения в нетрезвом виде может быть «побочным эффектом» установки камер слежения на трассах. Современные технологии избавляют сотрудников ГИБДД от необходимости останавливать водителей за нарушение скоростного режима, а также за другие проступки, например нежелание пристегиваться, с целью оштрафовать их.
«С одной стороны, уменьшили число остановок, а с другой стороны, получается так, что люди стали пить за рулем.
Начинаешь с ними говорить и получаешь ответ: «Давно не останавливали, думал, проскочу», – пояснил Кирьянов.
Будут лечить и конфисковывать автомобили
Вместе с тем замглавы МВД допустил, что если бы не кампании по борьбе с вождением в нетрезвом виде, то ситуация могла стать еще хуже. Кроме того, по мнению чиновника, подавляющее большинство автолюбителей – сознательные люди.
«Просто есть такая категория людей, которым все «по барабану», – отметил Кирьянов.
По его словам, конфискация водительского удостоверения в таких случаях не решает проблему: нарушители продолжают садиться за руль и без прав.
«Вот мы говорили о том, чтобы отбирать машину, как в США, – сказал Кирьянов. – Может, такой закон нужен, настало время для этого... Нужны какие-то меры против тех, кто не понимает».
Он сообщил, что всерьез рассматривается и вариант отправки злостных нарушителей на принудительное лечение. «Если человек попадается по пять-шесть раз в год, значит, он нездоров и не должен находиться за рулем автомобиля», – сказал замглавы МВД.
Вместе с тем он обратил внимание на важную положительную тенденцию – сокращение уровня смертности на дорогах РФ.
Если в 2004 году этот показатель составлял 34,5 тыс. человек, то в 2011-м он сократился до 27 тыс.
По словам Кирьянова, это свидетельствует о том, что реализуемые ГИБДД в сотрудничестве с другими ведомствами программы работают. «Это при том, что рост числа транспортных средств колоссальный», – подчеркнул заместитель министра.
Между тем статистика ГИБДД РФ неумолимо свидетельствует о заметном росте количества ДТП с погибшими и пострадавшими с участием пьяных водителей.
За десять месяцев этого года их число выросло по сравнению с данными за 2013-й на 6,7%, достигнув отметки 12 641 авария. В них погибли 2316 человек (+12,6%) и пострадали 17 894 человека (+6,3%).
В ряде крупных регионов рост оказался заметно выше общего показателя. Например, в Москве с января по октябрь произошло 241 пьяное ДТП с тяжкими последствиями (+16,4%), в которых погибли 25 человек (+9,1%), а еще 328 пострадали (+14,7%). А в Подмосковье при росте всех трех показателей количество раненых возросло сразу на 151,5%. Рекордный рост был зафиксирован в Липецкой области, где за десять месяцев в пьяных авариях погибли 25 человек, что сразу на 733,3% выше показателя годичной давности.
Уголовная ответственность за пьянство за рулем
Напомним, что сейчас езда в пьяном виде в любом случае считается административным правонарушением и регулируется КоАП РФ. В первый раз проступок наказывается штрафом 30 тыс. руб. и лишением прав на срок от полутора до двух лет, а при повторном нарушении – штрафом 50 тыс. руб. и лишением прав на три года. Передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения, влечет наложение административного штрафа в размере 30 тыс. руб. с лишением права управления транспортными средствами на срок от 1,5 до 2 лет.
В июле Госдума перенесла на осеннюю сессию рассмотрение во втором чтении проекта законопроекта депутата Вячеслава Лысакова, вводящего уголовную ответственность за пьяную езду. Поправки к УК РФ предполагают, что за повторное нарушение водитель может угодить за решетку.
Наказания предусмотрены различные: штраф до 300 тыс. руб., либо принудительные работы, либо лишение свободы на срок до двух лет.
Во всех трех случаях предусмотрено лишение водительских прав на три года.
Сейчас в случае аварии с одним погибшим пьяному водителю по ч. 4 ст. 264 УК РФ грозит лишение свободы на срок до семи лет. В случае принятия закона нарушителю будет грозить от двух до семи лет лишения свободы. То есть в законе появится нижний предел наказания, который гарантирует, что виновник не сможет получить чрезмерно мягкое наказание.
В случае если погибших двое и больше, срок лишения свободы составит от четырех до девяти лет – сейчас по ч. 6 ст. 264 УК РФ предусмотрено наказание до девяти лет лишения свободы. Законопроект также вводит в УК РФ новую статью 264 (1).
По ней впервые к уголовной ответственности будут привлекать за сам факт повторного употребления алкоголя за рулем либо повторного отказа от медосвидетельствования. Наказание будет применяться в том случае, если нарушитель будет пойман в течение года после возврата водительских прав за первое нарушение.
Кроме того, по новому закону повторный отказ от медосвидетельствования в случае ДТП с жертвами будет приравниваться к управлению автомобилем в состоянии опьянения, и водитель автоматически пойдет под суд как нетрезвый.
Сам Лысаков, возглавляющий также партию «Автомобильная Россия», не против дополнительных мер, но считает необходимым сначала дождаться эффекта от законопроекта.
«Этот законопроект уже на подходе, в декабре он будет принят, и там предусмотрено очень серьезное ужесточение для пьяных водителей, особенно за повторное нарушение, – заявил «Газете.Ru» Лысаков. – Правда там, скорее всего, будет отсрочка до 1 июля, потому что нужно госструктурам подготовить бланки, вообще наладить процесс.
Я думаю, этих мер пока будет более чем достаточно, ведь там будет штраф от 200 тыс. до 300 тыс. руб. Учитывая наш огромный старый парк автомобилей, у многих машина будет стоить значительно меньше, и это будет еще эффективнее конфискации.
Придется ее продавать и потом еще доплачивать, так что закон будет еще строже».
При этом парламентарий считает вполне приемлемой саму идею конфисковывать автомобили в определенных случаях. «Это надо обсуждать. Пока закон это не позволяет, но для тех же «бомбил» такую меру ввести можно было бы. Надо думать, как это прописывать, если получится, то, я думаю, к этой идее можно будет вскоре вернуться», – отметил Лысаков.
Депутат согласился с тезисом Кирьянова о том, что с развитием системы фотофиксации нарушений ПДД водителей на дорогах стали останавливать значительно реже. «Это имеет место быть. Сотрудников ГИБДД на дорогах стало меньше, и даже если превысить скорость, то будет просто штраф с камеры, и люди этим пользуются, – говорит Лысаков. – Так что определенные минусы тут действительно есть, но, я думаю, с введением уголовной ответственности ситуация изменится. Поэтому я бы подождал, как заработает этот законопроект, а уже потом предлагал бы какие-то новые меры, которые опять же сначала надо подготовить, проработать, а уже потом вводить».
Отметим, что в ноябре отбирать автомобили у пьяных водителей и возвращать их только под денежный залог или после оплаты штрафа предложили в Министерстве юстиции. Авторы инициативы намерены добиться, чтобы автомобилисты, пойманные за управлением машиной в нетрезвом виде, исправно платили административные штрафы, предусмотренные за это нарушение.