Согласно официальной статистике ГИБДД, за девять месяцев 2014 года на российских дорогах произошло более 144,5 тыс. серьезных аварий с погибшими и пострадавшими. В них погибли 19 380 человек, еще 185,3 тыс. получили тяжелые травмы. В основном люди гибнут в авариях, которые происходят по вине водителей (17 тыс.), и в значительно меньшей степени – по вине пешеходов (2 тыс.).
Между тем данные Госавтоинспекции за последние семь лет свидетельствуют, что наилучших результатов в борьбе за снижение аварийности удалось добиться в 2011 году, после чего смертность на дорогах стала расти. Правда, количество тяжких ДТП снова начало уменьшаться с сентября 2012 года.
Так, за девять месяцев 2012 года было зафиксировано 150,5 тыс. аварий. Сейчас этот показатель оказался на 6 тыс. меньше.
Стоит отметить, что количество тяжких аварий, происходящих из-за нарушения автомобилистами ПДД, неуклонно росло начиная с февраля этого года и впервые пошло на спад только в сентябре, когда было зафиксировано 17,2 тыс. дорожно-транспортных происшествий. Общее же число ДТП, вызванных пренебрежением правилами дорожного движения, с 1 января составило почти 129 тыс. – это самая распространенная причина аварий в России.
В ГИБДД также подсчитали, что самое частое нарушение, приводящее к ДТП, — выезд на полосу встречного движения. По этой причине в России за девять месяцев произошло примерно 120 тыс. серьезных аварий.
Достаточно большое количество ДТП с пострадавшими и погибшими происходит из-за нарушений водителями правил проезда перекрестков – таких случаев за последние девять месяцев зафиксировано уже порядка 23 тыс. Реже к авариям приводит несоблюдение дистанции.
Управление автомобилем в состоянии алкогольного опьянения давно является проблемой, с которой не может справиться ни дорожная полиция, ни Госдума, заметно ужесточившая наказание для этой категории нарушителей. Существенных изменений в динамике показателей аварийности с участием пьяных водителей не происходит — их доля уже много лет составляет 7–8% от общего числа.
С начала текущего года пьяные за рулем устроили примерно 10,5 тыс. аварий, в которых погибли 1,7 тыс. человек и еще 15 тыс. получили травмы.
Количество ДТП с участием детей в последние месяцы существенно выросло. Так, если в начале года ежемесячно происходило порядка тысячи подобных аварий, то в сентябре этот показатель вырос в два раза, что может объясняться началом учебного года.
Всего же с начала года, по данным ГИБДД, в России произошло почти 16 тыс. аварий с участием несовершеннолетних, в которых погибли 650 детей и еще примерно 16,5 тыс. получили серьезные ранения.
Относительно девяти месяцев прошлого года показатели несколько улучшились, но за последние семь лет положительной динамики не прослеживается.
Еще один стабильно ухудшающийся показатель – наезд на пешеходов на «зебрах». С начала года на российских дорогах произошло 12,2 тыс. таких аварий. Каждое подобное ДТП приводит к ранениям. Погибло же за девять месяцев этого года при наездах 780 человек.
При этом стоит отметить, что общее количество аварий, в которых автомобили сбивают пешеходов, сокращается.
Так, всего за январь — сентябрь текущего года произошло 37,9 тыс. наездов на пешеходов. Погибли в ДТП такого типа более 4,6 тыс. человек, а серьезные ранения получили 35,6 тыс.
Еще год назад за аналогичный период времени число таких аварий и пострадавших в них было на 2 тыс. больше. За последние же семь лет случаи наездов на пешеходов сократились примерно в полтора раза.
Традиционно лидируют по количеству тяжких аварий центральные регионы страны, где наблюдается наиболее высокая концентрация автомобилей. Так, с начала года в Москве и Московской области произошло уже 14,8 тыс. аварий, а Санкт-Петербурге и Ленинградской области – 8,6 тыс.