Ни один из российских городов с населением более миллиона человек не продемонстрировал положительной динамики продаж новых автомобилей по результатам шести месяцев этого года. Так, по итогам января — июня 2014 года Санкт-Петербург занимает лидирующую позицию по динамике роста авторынка среди других крупных городов России. За этот период там было реализовано 66,3 тыс. легковых автомобилей – это всего лишь на 0,2% меньше, чем за шесть месяцев прошлого года. Такие данные приводит в своем исследовании агентство «Автостат».
Наибольшим спросом в Санкт-Петербурге пользуются автомобили марок Volkswagen и Renault. За первое полугодие 2014-го продажи этих брендов в Северной столице выросли на 0,5% и 4,9% соответственно относительно аналогичного показателя прошлого года (АППГ). На третьем месте по количеству проданных автомобилей компания KIA, продажи которой упали 4,3%. При этом наиболее существенный рост объемов реализации автомобилей показали бренды Nissan и Skoda – 15,6% и 26,5%. Самый продаваемый бренд в России — Lada — оказался в городе только на восьмом месте.
Москва
Москва по уровню динамики авторынка заняла по итогам полугодия второе место в России. За шесть месяцев в Москве было продано 173,4 тыс. новых автомобилей, что на 3,9% меньше, чем год назад. Лидером столичного авторынка за отчетный период является бренд Hyundai с объемом продаж 14,5 тыс. единиц — это на 11,2% больше АППГ. Второе место у Nissan – +16% и 13,9 тыс. проданных машин. В призерах оказалась компания KIA, продажи которой сократились на 8,6% и составили 12,9 тыс. автомобилей.
В десятке самых продаваемых в столице брендов и их конкретных моделей не оказалось ни одного отечественного автомобиля. Так, например, модель Lada Largus попала в топ-10 самых популярных автомобилей во всех крупных городах, кроме Москвы.
В то же время рейтинг предпочтений москвичей отличается присутствием Mercedes и BMW в десятке наиболее популярных брендов. Mercedes смог даже нарастить свои объемы продаж на 18,2%.
Недавно «АвтоВАЗ» выступил с заявлением, что планирует удвоить долю автомобилей Lada на московском рынке. По мнению руководителей завода в Тольятти, этого можно достичь, повысив качество выпускаемых продуктов и улучшив работу дилерской сети. Так, «АвтоВАЗ» намерен построить в столице монобрендовые дилерские центры, в которых цены на автомобили Lada будут ниже рыночных.
Управляющий партнер EURussia Иван Бончев не уверен в том, что Lada сможет существенно нарастить свои продажи в Москве.
«Последняя пара лет была для «АвтоВАЗа» тяжелой: они потеряли нескольких крупных дилеров в Москве, которые ушли к более прибыльным брендам»,
— рассказал «Газете.Ru» эксперт. – Конечно, хорошее обслуживание, повышающееся качество автомобилей и даже программа утилизации – все это вместе может способствовать росту продаж производителя в столице. Но не уверен, что этого будет достаточно «АвтоВАЗу», что удвоить объем реализации».
«Надо понимать, что в Москве расширяется зона платной парковки. В связи с этим стоимость владения машиной будет увеличиваться, а спрос на бюджетные модели — падать», — отмечает Бончев.
Прокомментировал эксперт и результаты исследования динамики роста продаж в других городах России. По его мнению, вполне очевидно, что в более обеспеченных регионах России авторынок сокращается значительно медленнее. «Тот факт, что Санкт-Петербург обогнал по этому показателю Москву, можно объяснить меньшей насыщенностью петербургского авторынка относительно московского. Кроме того, возможно, питерские дилеры имели в начале года больше запасов на складах и распродавали их с хорошими скидками».
Нижний Новгород
В тройке по динамике роста рынка оказался Нижний Новгород, где за шесть месяцев этого года было реализовано 15 тыс. автомобилей, что на 6,1% меньше АППГ. Больше всего нижегородцы покупают автомобилей отечественного бренда Lada (1800 единиц и -14,3%). На втором и третьем месте по популярности бюджетные южнокорейские бренды KIA (1670 единиц и 0,6%) и Hyundai (1370 единиц и 18,1%).
Самара
Четвертым по объему рынком новых автомобилей в России стала Самара, где за шесть месяцев было продано 15 тыс. 370 единиц. (-7,7%). Лидером продаж в этом городе также стал «АвтоВАЗ», который реализовал 2,9 тыс. машин, что на 18,8% меньше, чем в январе — июне прошлого года. На втором по популярности месте среди марок у самарцев Renault (1400 единиц и -4,1%), а на третьем – Toyota (1220 единиц и 6,1%).
Пермь
Такая же расстановка сил по брендам и на авторынке Перми, который по динамике роста продаж занимает пятое место в рейтинге российских городов. Авторынку Самары пермский уступает значительно: за полгода было реализовано 10 660 машин, а разница с АППГ составила -9,6%.
Следом в рейтинге расположились Уфа (14 тыс. единиц и -12,6%), Краснодар (11 тыс. единиц и -16,2%), Челябинск (10,6 тыс. единиц и -17,8%) и Казань (19,5 тыс. единиц и -18,7%). Стоит отметить, что бренд Lada входит в тройку самых популярных среди жителей этих городов. Среди прочих брендов, модели которых продаются лучше всего, Renault, Hyundai, KIA, Toyota и Nissan.
Екатеринбург
Больше всего среди крупнейших городов кризис ударил по авторынку Екатеринбурга, который просел более чем на 20% за январь — июнь и замыкает рейтинг топ-10.
За полгода было реализовано 17 210 автомобилей – большее количество новых машин продается только в Москве, Санкт-Петербурге и Казани. В первую очередь жители Екатеринбурга отдают предпочтение моделям Nissan и Toyota, а третьим по полярности является Hyundai.
Напомним, что по итогам восьми месяцев этого года российский авторынок ушел в минус почти на 12% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Сокращение объемов реализации новых машин в августе составило 26% в сравнении с августом 2013 года.