Тотальное обновление российского автопарка, которое происходило в последние годы, привело к снижению смертности и травматизму на дорогах в прошлом году. Количество старых автомобилей уменьшалось в угоду новым и более безопасным, соответственно, аварий на дорогах становилось меньше. Однако положительная динамика прекратилась вместе с насыщением автопарка. Кроме того, быстрыми темпами растет число ДТП, происходящих по причине плохого состояния улиц и дорог.
По данным ГИБДД, за январь — июнь 2014 года в России произошло 83 773 тяжких ДТП, что на 0,7% меньше, чем за этот же период прошлого года. Но вот число погибших в ДТП за последние полгода выросло на 2,8%. При этом статистика по погибшим ухудшилась практически во всех округах страны.
Самой частой причиной ДТП в России является нарушение водителями правил дорожного движения: 88,1% аварий в январе — июне этого года происходило именно поэтому.
Продолжает расти количество тяжких ДТП из-за неудовлетворительного состояния дорог. За январь — июнь 2104 года по этой причине произошло 27 865 серьезных аварий, что на 7,7% больше показателей за аналогичный период прошлого года. Количество погибших и получивших ранения в таких ДТП также выросло на 5,7 и 5,3% соответственно.
Стоит отметить, что в Москве, где местные власти регулярно докладывают об успехах в работе дорожно-коммунальных служб и улучшении качества дорог, количество аварий из-за их плохого состояния неуклонно увеличивается. Так, за полгода в столице произошло по этой причине 1268 ДТП (+29,3%), погибли 110 (32,5%) человек и 1487 (29,6%) человек получили серьезные травмы.
Количество ДТП по вине пьяных водителей незначительно сократилось: за шесть месяцев была зафиксирована 5851 авария, что только на 0,3% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Правда, число погибших в такого рода происшествиях сократилось на 4,9%.
Улучшилась статистика и по тяжким ДТП с участием детей. За прошедшие полгода произошло 8759 таких аварий, что на 3,7% меньше, чем в 2013 году.
За шесть месяцев 2014 года под колесами автомобилей погибли 1839 пешеходов. За аналогичный период прошлого года летальных исходов при такого рода ДТП было на 5,3% меньше, притом что общее количество дорожных происшествий из-за нарушений ПДД пешеходами снизилось на 0,9% и составило 10 905 случаев.
Недавно проведенный сотрудниками московской Госавтоинспекции профилактический рейд «Пешеходный переход» выявил, что на «зебре» пешеходы чаще нарушают ПДД, чем водители автомобилей.
Среди отдельных регионов можно отметить по итогам полугодия существенный рост (порядка 20% от показателей прошлого года) числа серьезных ДТП в Калужской, Костромской, Орловской, Тульской и Тверской областях.
В число областей, в которых количество ДТП снижается, вошли Архангельская, Новосибирская, Ульяновская области, а также Республика Коми, Башкирия и Пермский край.
Общее число дорожных происшествий в Москве увеличилось по итогам января — июня на 0,6%: было зафиксировано 5223 серьезных ДТП. При этом на целых 14%, до 382 человек, выросло число погибших в ДТП в Москве.
Кроме того, существенный рост числа погибших отмечается по итогам полугодия и на подмосковных дорогах, где погибли 685 человек, что на 14,9% больше, чем было зафиксировано за этот же период 2013 года.
По мнению директора межрегионального центра «За безопасность российских дорог» Дмитрия Леонтьева, повышение смертности на дорогах в летний период обусловлено тем, что средняя скорость движения на дорогах увеличивается.
«Люди уезжают в отпуска, трафик становится менее интенсивным, соответственно, водители начинают ездить быстрее», — рассказал «Газете.Ru» Леонтьев. —
Кроме того, летом люди теряют бдительность, расслабляются — это тоже ведет к росту серьезных аварий с летальным исходом.
При этом, по словам эксперта, снижение общего количества аварий за прошедшие полгода на 0,7% нельзя рассматривать как положительную тенденцию. «Это не цифра, а статистическая погрешность», — поясняет Леонтьев.
«Отсутствие видимых улучшений статистики по ДТП с участием пьяных водителей связано с тем, водители в России пока не понимают, можно ли, выпив, садиться за руль или нельзя, не осознают свою ответственность,
— отмечает еще одну проблему Леонтьев. — Посмотрите на другие страны: в Великобритании, Германии, Франции водители употребляют алкогольные напитки перед тем, как сесть за руль. Но они понимают свою ответственность. Поэтому и промилле в этих странах достаточно высокие, при достаточно низких показателях аварийности. У нас же промилле то вводятся, то отменяются. Власти не могут доходчиво объяснить автолюбителям, зачем они вводили нулевой промилле и для чего его убрали. В результате автомобилисты до сих пор не понимают природу этих законов. Можно ли выпить, и если можно, то сколько, они попросту не знают».