Создавать концерны и альянсы автопроизводителям крайне выгодно: это дает возможность унифицировать платформы и узлы, что позволяет экономить огромные средства на разработке и производстве новых моделей. Однако постепенно производители углубляют сотрудничество, и теперь они способны договариваться со своими конкурентами об унификации деталей и даже производственных процессов.
Дело в том, что разрабатываемые автомобильными инженерами инновации в результате влетают компаниям в круглую сумму. Производство автомобилей по запатентованным технологиям, которые могут использоваться компаниями только в рамках одного альянса, все равно обходится дорого. Постепенно крупные автопроизводители приходят к пониманию этого факта и предлагают делиться друг с другом наработками, пытаясь привести производственные процессы некоторых похожих деталей к единому стандарту.
В частности, с подобной инициативой выступил концерн Jaguar Land Rover, пригласивший к себе на завод в английский Солихалл главных конкурентов – Mercedes-Benz, Audi, Porsche и Ford.
Эти компании, так же как и группа Jaguar Land Rover, выпускают автомобили с алюминиевыми кузовами. В Jaguar Land Rover пояснили, что раскрытие информации о запатентованных производственных процессах объясняется желанием создать единые для всей индустрии стандарты материалов и оборудования, которые используются при изготовлении машин с алюминиевыми кузовами.
Представители британской компании считают, что стандартизация позволит автопроизводителям существенно экономить. Единственное условие для того, чтобы осуществить этот план, – согласие всех компаний, производящих похожие детали.
Все упомянутые «гости» англичан (кроме Ford, которая только готовит свой алюминиевый F-150 к запуску), используют сегодня в производстве разные сорта этого металла, заклепки, клей, роботов-сборщиков и измерительные системы. Существенные отличия у производителей есть и в технологиях производства деталей.
«Только договорившись и сделав технологию массовой, можно добиться снижения затрат на производство алюминиевых деталей,
– уверен технический специалист Jaguar Land Rover Марк Уайт. – Если патентовать все наработки без исключения, то это вынуждает других производителей либо искать иной способ производства таких же деталей, либо вообще пробовать другие технологические решения».
При этом группа Jaguar Land Rover, безусловно, является мировым лидером отрасли по производству автомобилей с алюминиевым кузовом. В 2013 году компания произвела 133 тыс. машин моделей Range Rover, Range Rover Sport, Jaguar XJ, XK и F-Type с алюминиевым монококом.
Стало известно, что после экскурсии на британский завод в Mercedes-Benz пообещали тоже поделиться секретами, показав конкурентам, как производится их S-Class.
Продемонстрировать в рамках намечающегося партнерства процесс производства седана A8 и кроссовера Q7 пообещали и представители Audi, которые посетили завод в Салихалле уже во второй раз.
В свою очередь, представители Ford пока не подтвердили свое желание делиться с конкурентами своими производственными технологиями, однако в целом согласились с резонностью идеи Jaguar Land Rover о стандартизации.
В Ford согласны с тем, что отраслевые стандарты могут обеспечить существенные преимущества с точки зрения стоимости, качества, эффективности и инноваций. Однако американцы пока осторожничают, заявляя, что необходимость стандартизации производства каждой конкретной детали должна оцениваться в первую очередь с точки зрения потребителя и его отношения к преимуществам продуктов американского бренда.
Стоит отметить, что попытки автопроизводителей приводить к одному стандарту производство предпринимались и раньше. К примеру, в прошлом году японская компания Honda и американский концерн GM объявили о сотрудничестве в разработке водородных автомобилей, в рамках которого будут использоваться общие поставщики и одинаковые технологии производства. При этом каждый из производителей за последние 10 лет запатентовал более 500 разработок в этой сфере.