Скандальная ситуация в ГИБДД Краснодарского края, на которую в последние полгода обрушились жалобы местных водителей, получила свое продолжение. Данные о невиданных фальсификациях дошли до Генпрокуратуры РФ, которая провела свою проверку и выявила масштабные нарушения в работе ГИБДД края.
В октябре-ноябре прошлого года жителям Краснодара стали приходить «письма счастья» со штрафами за превышение скорости, зафиксированное комплексами фиксации АРЕНА. Речь шла о десятках тысяч постановлений на сумму более миллиарда рублей.
Почти все водители были уверены, что ничего не нарушали. Более того, многие присланные постановления имели явные признаки фальсификации — информация о нарушении (черная полоса под фотографией) попросту заменялась сотрудниками ГИБДД на абсолютно другую.
В самой Госавтоинспекции все обвинения наотрез отвергали, утверждая, что все штрафы фиксируются в автоматическом режиме без вмешательства человека. При этом оригинальные фотоматериалы ответственное за автоматическую фиксацию подразделение ГИБДД — Центр автоматизированной фиксации административных правонарушений (ЦАФАП) — не хранило, лишая несогласных возможности добиваться правды в суде. Кроме того, водители отмечали, что в ГИБДД даже не читали их жалобы.
Так, один из них писал в заявлении, что автомобиля вообще не было в месте нарушения, а в ответе из ГИБДД, где просто использовали стандартный шаблон ответа, фигурировало, что владелец якобы просит отменить постановление в связи с тем, что ехал там же с разрешенной скоростью.
Некоторым из новоявленных «нарушителей» ежемесячно приходило до 80 штрафных квитанцией на десятки тысяч рублей. Проблему, затронувшую многих водителей, стали обсуждать на городских форумах, и постепенно она стала выходить за пределы региона.
«Как можно посылать «письмо счастья» с одной цифровой подписью на 50 административных правонарушений? — негодует депутат Госдумы, лидер партии «Автомобильная Россия» Вячеслав Лысаков. — Сотрудники ГИБДД фальсифицировали изначальные данные видеорегистрации. Реальную видеозапись уничтожали и на ее месте «рисовали» новую. К примеру, если человек ехал со скоростью 60 км/ч, то ему могли вписать в постановление любую скорость.
Были случаи, что людям одновременно приходило несколько «писем счастья», где они якобы нарушали скоростной режим в одно и то же время, но в разных частях города».
Депутат перенаправил жалобы краснодарцев в Генпрокуратуру. Ответ Лысакову за подписью первого заместителя генпрокурора РФ Александра Буксмана (имеется в распоряжении «Газеты.Ru») наглядно свидетельствует, что ситуация в Краснодаре кардинально изменится в ближайшее время.
«Прокурорская проверка показала, что ненадлежащее выполнение МВД РФ функций по нормативно-правовому регулированию в сфере обеспечения безопасности дорожного движения привело к внедрению в УГИБДД ГУ МВД по Краснодарскому краю программного обеспечения, не отвечающего требованиям технической безопасности и защищенности, посредством которого осуществляется вынесение постановлений о привлечении участников дорожного движения к административной ответственности», — говорится в письме Буксмана.
В ведомстве отметили, что еще в рамках федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006–2012 годах» МВД должно было провести исследование проблемы автоматических камер по фиксации нарушений ПДД и разработать требования к этим устройствам, а также к их программному обеспечению.
Однако, несмотря на заложенные в программе деньги, сделано это не было.
Генпрокуратура выяснила, что в ГУ МВД по Краснодарскому краю внедрено программное обеспечение «Горизонт», которое не отвечает требованиям закона о технической безопасности, защищенности и достоверности. Более того, снова нарушая букву одного из федеральных законов, местная Госавтоинспекция предоставила ООО «Научно-производственное предприятие МВС» возможность вносить изменения в данные, полученные с помощью автоматических камер, в режиме удаленного доступа. Никакого контроля за вносимыми изменениями в ГИБДД края не вели.
В конечном итоге выяснилось, что не только данные о штрафах краснодарских водителей были фальсифицированы, но и информацию о несанкционированных манипуляциях пытались скрыть.
«После начала прокурорской проверки вскрыты факты очистки (удаления) в ручном режиме на сервере Госавтоинспекции края журналов регистрации событий операционной системы, в которых содержалась информация о совершенных действиях, в том числе операциях с программным обеспечением «Горизонт», что свидетельствует об умышленном уничтожении информации о манипуляциях с программным обеспечением», — говорится в письме из Генпрокуратуры.
По итогам проверки ее материалы направлены в региональное подразделение СК РФ. Прокуроры усмотрели в действиях главы краевого ЦАФАП состав преступления по ст. 293 УК РФ (халатность). Кроме того, для устранения выявленных нарушений главе ГУ МВД по Краснодарскому краю вынесено представление.
Таким образом, исходя из квалификации действий главы ЦАФАП, прокуратура фактически установила, что в ГИБДД выписывали незаконные штрафы не в личных интересах должностных лиц, а в бюджет.
Еще одно представление в Генпрокуратуре подготовили уже для министра МВД РФ Владимира Колокольцева.
Надзорное ведомство потребовало от него совместно Федеральным агентством по техническому регулированию разработать нормативные акты, которые наконец установят единые требования к самим автоматическим камерам ГИБДД, а также к их программному обеспечению.
По инициативе того же депутата Лысакова региональное управление ГИБДД проверялось комиссией центрального аппарата Госавтоинспекции. «Они посмотрели сертификацию прибора, другие документы, — рассказал он «Газете.Ru». — Сама ГИБДД не может проводить каких-то расследований, поэтому проверка носила формальный характер. В частных разговорах они рассуждали так: если действительно в Краснодаре были допущены подобные нарушения, то ситуацию под контроль должна взять прокуратура. И в итоге она это сделала».
По мнению Лысакова, тенденция пополнять городской бюджет за счет штрафов за нарушения ПДД наблюдается не только в Краснодаре, но и в ряде регионов России. По его словам, система автоматической видеофиксации штрафов превратилась в способ пополнения бюджета, что уже не всегда пытаются завуалировать.
«В ряде случаев технические условия тендеров на поставку этих камер предполагают, что камера в течение года должна собрать определенное количество штрафов, — заявил он. — То есть в камеры сразу закладывается определенная доходность, и принцип простой — чем больше штрафов, тем лучше.
Это полное извращение всей идеи о видеоконтроле на дороге. Конечно, это привело к тому, что пошли различные злоупотребления.
Классический случай мы видим в Краснодаре, когда местная администрация дала отмашку собрать как можно больше денег на штрафах и установила план по количеству собранных штрафов, — получается, что опять пошла палочная система. Гаишники идут на должностное преступление, за которое должно последовать уголовное наказание».
Депутат надеется, что это станет показательным случаем для регионов, а «бомба может рвануть и в других городах». Лысаков уверен, что пострадавшие в результате фальсификации люди имеют все шансы получить компенсацию за выписанные штрафы, но только после проведения расследования.
«Если будет признано, что штрафы выписаны неправомерно, государство будет обязано вернуть им эти деньги. Правда, сначала нужно дождаться решения суда», — пояснил Лысаков.
В центральном аппарате ГИБДД РФ «Газете.Ru» заявили, что после того, как в ведомство начали поступать жалобы из Краснодара на местную ГИБДД, туда была отправлена комплексная проверка. «Среди других сотрудников туда выезжали и разработчики этих комплексов фиксации, — рассказал источник в ведомстве. —
Была проведена тщательная проверка самого управления ГИБДД, а также ЦАФАП. После этого был подготовлен план устранения ряда выявленных недостатков, который сейчас и реализуется. Все находится на нашем строгом контроле».
Стоит отметить, что в ходе мартовского онлайн-интервью главы ГИБДД России Виктора Нилова, состоявшегося в редакции «Газеты.Ru», читатели прислали десятки вопросов, касающихся ситуации в Краснодаре. Именно вопросы на эту тему оказались самыми многочисленными среди присланных читателями.
«Ситуация крайне опасная, потому что такому же примеру могут последовать в других регионах. Конечно, деньги шли не в карман полицейским, а в бюджет, но разве водителям от этого легче? — поделился с «Газетой.Ru» один из известных автомобильных активистов, пожелавший сохранить анонимность. — В Краснодаре полицейские нарабатывали себе статистику, зарабатывали деньги, а крайними были обычные люди, водители, которые ничего не нарушали. Главное — не допустить, чтобы этот прецедент распространился на другие регионы. И, конечно, нужно разрабатывать единые стандарты для комплексов фиксации, которые МВД должно было разработать еще много лет назад».