В связи с обострением политической ситуации на Украине и резким снижением курса гривны в целом в стране и в Крыму в частности наблюдается резкий рост цен на ГСМ. По данным «Консалтинговой группы А-95», в среднем по Украине в феврале цены на 95-й бензин выросли более чем на 10%. Если в январе стоимость литра 95-го бензина составляла 10,75 гривны (36,35 руб.), то на данный момент средняя цена подскочила уже до 12,4 гривны (46 руб.). Дизельное топливо в январе в среднем стоило 9,60 гривны (32,46 руб.) за литр, а сейчас уже 11,1 гривны (37,53 руб.).
Тем не менее российской военной технике, которая в данный момент находится в Крыму, повышение цен помехой не станет.
Как пояснил «Газете.Ru» руководитель Редакции военной информации ИТАР-ТАСС Виктор Литовкин, военные автомобили и техника услугами гражданских заправок не пользуются.
«У военной техники есть собственные базы ГСМ или военные специальные заправки, — говорит Литовкин. — К примеру, к берегу подошел танкер, привез и перекачал топливо в емкости, которые есть на берегу, и там уже происходит заправка. Все это делается не за деньги».
По сообщениям местных СМИ, цена на бензин и дизельное топливо на автозаправочных станциях Симферополя также значительно выросла. Некоторые автозаправки вовсе прекратили продажу топлива. По словам коммерческого директора компании ТЭС Антона Раскина, цены на бензин зависят от поставщиков и от курса доллара. На сегодняшний день на заправках ТЭС бензин марки А-95 стоит 13,99 гривны, А-92 — 13,69 гривны, А-80 — 13,19 гривны, дизельное топливо — 12,89 гривны.
«Все зависит от поставщиков и от курса доллара. На сегодняшний день у нас осталось два поставщика, которые еще что-то поставляют, которые меняют цену каждый день, а то и два раза в день», — отметил Раскин.
Отметим, что средняя зарплата на Украине, согласно информации Укрстата, составляет порядка 3 тыс. гривен, то есть около 10 145 руб.
Таким образом, житель Украины может позволить себе на свою зарплату закупить около 242 л 95-го бензина. Для сравнения: уровень доходов позволяет россиянам приобретать по 717 л 95-го бензина в месяц.
Такой резкий скачок цен вызвал волну недовольства среди местных жителей. В своих соцсетях автомобилисты сообщили, что буквально за несколько часов цена литра 92-го бензина на заправках выросла сразу на 30 коп.
Компании, занимающиеся пассажирскими перевозками, не замедлили отреагировать на подорожание топлива. Так, в Симферополе уже со вторника выросла цена на проезд в городском транспорте. Об этом сообщается в объявлениях, развешанных в маршрутных такси. Проезд подорожал с 2,75 гривны до 3,50 гривны.
Как рассказал «Газете.Ru» директор «Консалтинговой группы А-95» Сергей Куюн, рынок автомобильного топлива реагирует на ослабление курса национальной валюты прямо пропорционально.
«Цены на топливо на Украине напрямую зависят от валютного курса, — отметил Куюн. — Украина — импортер нефти и нефтепродуктов, а налоги на топливо у нас устанавливаются в евро. Поэтому цена на топливо на 90% зависит от состояния валютного рынка. В связи с тем что курс национальной валюты серьезно слабеет, подрастают цены на ГСМ».
По словам эксперта, главным экспортером нефтепродуктов на Украину является Белоруссия, доля которой в топливном секторе составляет около 30%. Порядка 20% запасов топлива обеспечивают местные заводы, остальная доля рассеяна среди множества различных поставщиков.
«Из России Украина импортирует только дизельное топливо — порядка 15% от общих объемов поставок, — рассказал украинский аналитик. — Что касается российских заправочных станций, таких как «ЛУКойл», «Роснефть», «Татнефть», то их суммарная доля составляет около 10% от всей сети заправок на Украине. Перебоев в их работе нет».
По мнению Куюна, дефицита топлива на Украине не ощущается и спрос из-за повышения цен существенно не упадет.
«Зимой всегда рынок переполнен продуктом из-за низкого потребления, никакого дискомфорта для автовладельцев в этом случае нет, — говорит эксперт. — При этом спрос на топливо достаточно неэластичен. Его цена растет, денег больше у людей не становится, поэтому мы ожидаем снижения потребления, но серьезного спада не прогнозируем. К примеру,
в результате кризиса 2008 года, когда цена на топливо выросла на 60% из-за девальвации национальной валюты, спрос на топливо упал на 15%. Сейчас таких скачков нет.
К тому же сейчас наметилась тенденция к стабилизации курса национальной валюты, поэтому потребление топлива может снизиться на 5–7% максимум». По мнению эксперта, бензин на Украине больше не подорожает, а, напротив, начнет дешеветь.
«В результате валютной турбулентности многие бизнесмены решили заложить определенные риски в цену топлива. Но сейчас ситуация с курсом будет стабилизироваться. Для дальнейших прогнозов необходимо оценить, как будут проходить торги. После такого шока необходимо, чтобы рынок убедился в стабильности ситуации», — отмечает Куюн.
Однако, по мнению ряда местных СМИ, в стране сохраняются предпосылки для дальнейшего роста цен. В частности, глава министерства инфраструктуры Украины уже предложил довести стоимость бензина до уровня, принятого в Европейском союзе, — на 6–7 гривен.
Загнанные в жесткие рамки автовладельцы предпочли не ждать у моря погоды и приступили к поиску способов сэкономить на топливе.
В итоге на Украине активизировался спрос на газомоторное топливо.
«Потребитель будет искать более дешевые альтернативы, — комментирует ситуацию Куюн. — Сейчас особой популярностью среди автовладельцев стал пользоваться сжиженный газ. Еще в прошлом году на Украине был зафиксирован рост потребления пропан-бутана, тогда его было продано более 900 тыс. тонн, и спрос на него продолжает расти. На данный момент рынок имеет потенциал роста более чем в два раза».
По сообщениям местных СМИ, в Крыму может возникнуть дефицит топлива, но на ближайшие 10–20 дней имеющегося запаса хватит. Причиной дефицита, в частности, может стать тот факт, что еще с 12 февраля началось блокирование таможенной службой оформления нефтепродуктов из Румынии и Белоруссии, что чревато перебоями в поставках горючего.
По данным минэнергоугля Украины, за первые две недели февраля запасы топлива в стране сократились почти на 100 тыс. тонн.
Исполняющий обязанности министра энергетики и угольной промышленности Эдуард Ставицкий считает, что из-за задержек с оплатой основные поставщики — Белоруссия и Румыния — уже рассматривают возможность перенаправить свои объемы топлива на более платежеспособные и стабильные рынки сбыта.