Отмена «нулевого промилле» не вызвала всплеска «пьяных» ДТП
В ГИБДД России подвели первые итоги возвращения 1 сентября 2013 года допустимой нормы содержания алкоголя в организме водителя. Согласно статистике, после отмены так называемого нулевого промилле, когда пьяным признавался водитель с любым содержанием алкоголя в крови, автомобилисты не ринулись, выпив, садиться за руль.
Согласно имеющимся в распоряжении «Газеты.Ru» данным, если в августе число тяжких «пьяных» ДТП с погибшими и ранеными составило 1652, то с сентября, после введения понятия суммарной погрешности измерения в 0,16 мг абсолютного этилового спирта на один литр выдыхаемого воздуха, их число пошло на спад.
В первый месяц действия нормы количество таких аварий снизилось до 1330, в октябре – до 1266, в ноябре – до 1004 и в декабре – до 686.
Впрочем, аналогичная тенденция наблюдалась и в 2012 году, когда за летним всплеском тяжких «пьяных» ДТП следовал ежемесячный спад числа подобных инцидентов. В итоге количество аварий к декабрю тогда снижалось более чем вдвое в сравнении с пиковыми летними месяцами.
«Говорить о каких-то однозначных выводах пока все-таки сложно. Но, введя 1 сентября параллельно новую норму, связанную с алкоголем, и обязательное направление на освидетельствование участников ДТП, мы можем констатировать, что число попавших в аварии пьяных водителей стало меньше», — прокомментировал статистику «Газете.Ru» глава ГИБДД РФ Виктор Нилов.
В случаях, когда после тяжелой аварии водитель отказывался от прохождения медосвидетельствования, можно отметить схожую тенденцию. Так, в сентябре 2013 года число водителей, попавших в тяжкие ДТП с признаками опьянения, но отказавшихся от освидетельствования, составило 1761. В результате ежемесячного снижения их количество к декабрю составило уже 973.
Стоит отметить, что, несмотря на снижение, по обоим показателям данные за четыре последних месяца 2013 года оказались несколько хуже, чем за тот же период 2012 года.
В ГИБДД уверены, что вскоре снижение будет еще более заметным.
«Важно нивелировать число отказавшихся от освидетельствования, — отметил Нилов. – Необходимо усиливать ответственность за повторный отказ от медосвидетельствования».
Автор поправок, приведших к отмене так называемого нулевого промилле, депутат Госдумы, лидер партии «Автомобильная Россия» Вячеслав Лысаков не удивлен данными ГИБДД.
«Статистика объяснима: ведь были люди пьяные — и были те, кого признавали пьяным, — прокомментировал он данные статистики «Газете.Ru». — И в последнем случае вовсе не обязательно, чтобы человек употреблял алкоголь. Малые доли промилле — это и продукты брожения, и лекарства, и естественные особенности организма. Сейчас мы это разделили и наказываем только тех, кто пил, а следовательно, общее число пьяных сократилось».
Тем не менее Лысаков считает свежую статистику не совсем показательной. «Речь ведь идет о цифрах только за четыре месяца. Все-таки конец года, предпраздничные дни, и есть определенная вспышка по пьяным водителям, поэтому этот тренд мы нагляднее увидим уже в этом году, — считает депутат. — И когда мы примем поправки в УК РФ, по которым за повторную в течение года езду в нетрезвом состоянии уже можно будет угодить в колонию, число таких горе-водителей еще больше сократится. Как раз в этом же законопроекте мы будем усиливать ответственность и для тех, кто повторно отказывается от освидетельствования».
«Статистика ГИБДД по «пьяным» ДТП хорошо объяснима, — указывает координатор сообщества «Синие ведерки» Петр Шкуматов. —
То, что их количество будет снижаться, я говорил еще до 1 сентября. Дело в том, что у нас раньше было примерно 20% водителей с очень незначительным градусом опьянения, до 0,3 промилле. С 1 сентября они теперь считаются трезвыми, а значит, в статистику уже не попадают. Это все и объясняет».
Не менее логичным, по мнению Шкуматова, выглядит и большое количество отказов от медосвидетельствования. «Речь ведь идет не просто о езде как таковой, а о тяжких ДТП, и если в первом случае наказание за пьяную езду и за отказ от медосвидетельствования одинаковое, то во втором предусмотрено разное наказание для тех, кто устроил аварию в трезвом состоянии, и тех, кто был нетрезв — для последних оно более строгое, — пояснил активист. – То есть пьяному водителю, который устроил тяжелую аварию, выгоднее отказаться от медосвидетельствования или вообще сбежать с места ДТП, ведь тогда потом он уже будет считаться трезвым».
Число серьезных аварий из-за превышения скорости выросло
На фоне обнадеживающей статистики с пьяными водителями в ГИБДД признают, что в 2013 году заметно выросло число водителей, попавших в крупные ДТП из-за превышения скорости.
Рост этого показателя в прошлом году в сравнении с 2012-м наблюдался каждый месяц, однако именно в конце года рост стал особенно заметным.
Так, в сентябре 2013-го был зафиксирован 681 такой лихач (в сентябре 2012-го – 300), в октябре – 720 (280), в ноябре – 630 (202) и в декабре — 504 (145).
«В целом количество наказанных за превышение скорости в 2013 году выросло сразу на 30%, — заявил Нилов. – При этом число водителей, которое превышает скорость на 60 км/ч и больше, в принципе, осталось неизменным. Те люди, которые изначально не собирались соблюдать закон, как были, так и остались».