Международная аудиторская компания PricewaterhouseCoopers (PwC) представила свой прогноз по продажам легковых автомобилей в России в 2014 году. По мнению экспертов, негативная макроэкономическая ситуация и пессимистические настроения покупателей негативно повлияют на авторынок.
Согласно прогнозу, российский автомобильный рынок в этом году сократится на 3% по сравнению с 2013-м.
Продажи машин российских марок составят 460 тыс. (-6%), иномарок российского производства будет продано 136 тыс. (+4%). Всего, по предварительным прогнозам, в 2014 году будет продано 2,54 млн автомобилей против 2,61 млн в 2013-м, следует из отчета PwC.
По мнению старшего менеджера практики по оказанию консультационных услуг компаниям автомобильной отрасли PwC Сергея Литвиненко, представлявшего доклад,
ослабление курса рубля в 2014 году приведет к росту цен на автомобили в России.
Для покупателей импортируемых иномарок, а также брендов с низким уровнем локализации производства падение национальной валюты станет серьезным ударом. В то же время отечественные производители и компании, имеющие заводы в России, окажутся в более выгодном положении.
Так, по оценке PwC, крупнейший российский автопроизводитель «АвтоВАЗ» сильно повышать цены не будет.
Этому поспособствует и запущенная новым руководством тольяттинского гиганта программа по сокращению издержек. Тем не менее падение объемов продаж завода продолжится, но уже меньшими темпами, чем в прошлом году.
«Сильно могут пострадать японские бренды, к примеру вышедшая недавно на рынок Acura. Из-за небольших объемов поставок трудности могут возникнуть у итальянской Alfa Romeo», — считает Литвиненко.
Фактором для активизации продаж, согласно докладу, станет большое количество новинок, которые в этом году готовятся представить автопроизводители.
«К примеру, в 2014 году хорошая перспектива у Audi с их новым Q7. Хорошая история у Porsche с моделью Macan — это будет настоящая бомба в своем сегменте с очень конкурентоспособной ценой. Удачно год сложится и у Nissan, который выпускает новые X-trail и Qashqai. Но полностью эти модели реализуют себя только в 2015 году», — рассказал «Газете.Ru» Литвиненко.
По информации PwC, государственная программа льготного автокредитования заработает уже в первой половине года.
«Программа господдержки положительно повлияет на уровень продаж, — отметил эксперт. — При этом многое будет зависеть от макроэкономической ситуации в стране в целом. Пока трудно предсказать, какой она будет после Олимпиады. Кроме того, в 2014 году сохранится тенденция к росту в премиальном сегменте. Основные продажи будут обеспечивать более дорогие автомобили стоимостью более 750 тыс. руб. — именно этой суммой была ограничена покупка автомобиля по льготной программе».
Бюджетный сегмент, продажи в котором заметно просели в 2013 году, будет подвержен негативному влиянию и в 2014 году.
Согласно прогнозу аналитиков, объем продаж недорогих автомобилей сохранится на уровне 2013 года либо вырастет, но незначительно. Кроме того, продолжится тенденция к замещению импорта, и иномарки российского производства покажут хороший рост.
«Не все заводы, которые были построены, работают на полную мощность, их надо дозагружать. Производство на них будет увеличиваться умеренными темпами, поскольку импортировать становится менее выгодно», — отметил Литвиненко.
В достаточно обособленном сегменте электрокаров, по его мнению, несмотря на отмену таможенных пошлин, заметных изменений не предвидится.
«Пока нет возможности с комфортом эксплуатировать эти автомобили вне Москвы или Санкт-Петербурга. Именно отсутствие инфраструктуры отпугивает от покупки электрокаров. Пока развитие этого сегмента остается долгосрочной перспективой», — считает эксперт.
Колебания курса рубля, по его мнению, не повлияют на планы производителей по строительству заводов в России.
«Решение о локализации производства достаточно стратегическое, — заявил аналитик PwC. — Такие компании, как Daimler, Volkswagen, вынашивают подобные планы долгие годы. И дискуссии ведутся на этот счет довольно давно. Те, кто в итоге пришел на наш рынок и построил свои заводы, об этом решении не пожалеют. Тем, кто только планирует это сделать, будет немного сложнее».
Одним из трендов года станет активизация сегмента подержанных автомобилей.
По итогам прошлого года продажи подержанных автомобилей увеличились на 4%, до 5,6 млн. Наиболее востребованными на вторичном рынке оказались иномарки в возрасте до пяти лет: их доля составила более 60%. При этом через официальных дилеров проходит всего 4% общего числа сделок в России.
В докладе утверждается, что в настоящее время дилеры оценили возможности этого рынка и открывают специализированные автосалоны, разрабатывают специальные стимулирующие программы. Это будет способствовать увеличению дилерских продаж подержанных автомобилей до 30% в Москве и до 5% по России в целом. Наибольший потенциал для роста вторичного рынка имеют регионы с устоявшимся парком новых автомобилей, где их доля составляет в среднем от 50 до 40%. Это Москва, Татария, Самарская область, Пермский край и Башкирия.
Как рассказал «Газете.Ru» Юрий Елистратов, директор филиала «Авилон-Трейд. Автомобили с пробегом», вторичный рынок автомобилей остается перспективной и растущей нишей автобизнеса.
«По статистике, доля сделок по переоформлению автомобилей между первым и следующими собственниками давно превышает объемы продаж новых автомобилей, —
отметил Елистратов. — За последние десять лет доля участия в бизнесе официальных дилеров выросла с 2 почти до 25% в зависимости от региона. То есть это те сделки купли-продажи автомобилей с пробегом, которые провел сам дилер».