Управление Федеральной антимонопольной службы (ФАС) по Пермскому краю рассматривает вопрос о возбуждении антимонопольного дела в отношении официальных дилеров автомобилей Toyota в Перми — ООО «Терра-Моторс» и ООО «Терра-Авто».
В рамках акции «Ревизия цен» в ФАС обратились владельцы новых автомобилей Toyota, купленных у официального дилера. Автомобилисты пожаловались на крайне высокую цену запланированного техобслуживания.
«Мы сейчас сделали официальные запросы дилерам автомобилей Toyota в Перми. Пока мы не получим всю необходимую информацию, вопрос о деле решен не будет», — сообщили «Газете.Ru» в пермской ФАС.
В ведомстве установили, что пермские дилеры Toyota в качестве дополнительного обязательного пункта договора о продаже автомобиля обязывали покупателей проходить техобслуживание только у себя — та же операция, но проведенная в сторонней фирме, может привести к потере гарантии.
В некоторых случаях цены на ТО были вдвое выше, чем у официальных дилеров Toyota в соседних регионах — Екатеринбурге, Ижевске и Нижнем Тагиле.
По словам автовладельцев, примерная стоимость прохождения ТО на автомобиле Toyota Corolla при пробеге до 10 тыс. км в Перми составляет около 15 тыс. руб., а Екатеринбурге за эту же услугу нужно заплатить 7,5 тыс. руб.
По информации заявителей, при пробеге Toyota Corolla до 20 тыс. км в Екатеринбурге за техобслуживание нужно заплатить 8,6 тыс. руб., а в Перми — 17,5 тыс. руб. В случае с Toyota Camry ТО до 10 тыс. км будет стоить в Перми почти 19 тыс. руб., тогда как в других городах эта услуга стоит немногим более 8 тыс. руб., утверждают заявители.
Пермская ФАС призвала местных владельцев новых Toyota, которые лишились гарантии после прохождения ТО у сторонней фирмы, обратиться в ведомство. «Пока никто не обращался, но сообщение мы опубликовали только этим утром. Нужно подождать еще день-два, возможно, кто-то обратится. Насколько нам известно, такие потребители есть», — рассказали в ФАС Пермского края.
В ведомстве сообщили, что в случае признания факта нарушения дилеру грозит оборотный штраф от 1 до 15% выручки за прошлый год, полученной за счет проведения техобслуживания, но не продажи.
В офисе пермского дилера Toyota, который формально включает в себя оба юридических лица, получение запроса от ФАС подтвердили, но руководство фирмы к этим событиям относится спокойно. «Жалобы клиентов и проверки по ним надзорных органов — это будни практически любого бизнеса. В самом этом факте нет никакой сенсации, — говорится в сообщении компании, поступившем в «Газету.Ru». — Более того, мы рассматриваем обращения клиентов как обратную связь, которая позволяет улучшать сервис в компании.
Мы относимся к подобным прецедентам спокойно и по-деловому».
В компании рассказали, что в конце 2012 года ФАС уже проверяла деятельность «Терра-Моторс» и «Терра-Авто» после аналогичных жалоб, но обе компании были признаны невиновными.
«Обвинения в установлении монопольно высокой цены на техническое обслуживание автомобилей Toyota полностью сняты. В решении отмечено, что официальный дилер вправе устанавливать цены на выполняемые работы самостоятельно. При этом стоимость работ зависит от перечня и объема работ, типа и стоимости использованных расходных материалов», — говорится в сообщении дилера.
Кроме того, в компании утверждают, что проверка ФАС установила факт сохранения гарантии на автомобили Toyota после прохождения ТО не у официальных дилеров. «Таким образом, у потребителей всегда есть выбор — проходить техническое обслуживание у официальных дилеров Toyota в Перми или иных автосервисах как на территории Пермского края, так и в других регионах страны. Компании «Терра-Авто» и «Терра-Моторс» не могут оказывать решающего влияния на поведение потребителей и работу других хозяйствующих субъектов на рынке технического обслуживания», — сообщили в представительстве пермского дилера.
В центральном офисе «Тойота Мотор» в Москве в курсе ситуации, но о том, предпринимает ли компания какие-то действия в данной ситуации, пока не ясно.
В московском представительстве японского автопроизводителя подтвердили, что дилеры сами определяют стоимость техобслуживания. «Стоимость обслуживания складывается из двух составляющих: стоимости запасных частей и материалов и непосредственно стоимости работ.
«Тойота Мотор» не регламентирует цены на выполнение работ дилером. Компания устанавливает только максимальную цену перепродажи оригинальных запасных частей и аксессуаров в интересах конечных покупателей», — рассказали «Газете.Ru» в пресс-службе компании.
Директор по развитию портала auto-dealer.ru Олег Дацкив считает, что случаи, когда дилеры на словах склоняют покупателей к прохождению ТО у себя, весьма распространены, но документально этот вопрос, как правило, никто не предписывает. «Одно дело, когда в салоне рассказывают, что в случае прохождения ТО в другой фирме клиент лишится гарантии — когда покупатель спрашивает, на основании чего это может произойти, то вопрос сразу снимается, — рассказал эксперт.
– На словах снятием с гарантии после прохождения ТО у другого дилера угрожают часто. При этом никто не уточняет, что можно приехать к любому другому дилеру в другом городе, неважно к кому именно, главное, чтобы дилер был официальный. Попытки прописать это в договоре нужно пресекать».
Между тем подобные разбирательства не редкость или время от времени проводятся с дилерами различных компаний. Наиболее громким скандалом, связанным с ценами на техобслуживание, стало антимонопольное дело ФАС против ООО «Дженерал Моторс СНГ» и ООО «Ниссан Мотор Рус». Компании подозревались в установлении единых цен на обслуживание автомобилей, что противоречит действующему законодательству. Поводом для разбирательства стало обращение страховщиков, которые указывали на ценовой сговор дилеров компании при формировании единых тарифов на послепродажный ремонт автомашин. В 2012 году дело против компаний было прекращено, так как подтвердить ценовой сговор ФАС не удалось.