Авторами законопроекта выступили три депутата от ЛДПР: глава фракции Игорь Лебедев, Ярослав Нилов и Андрей Свинцов. Они предложили дополнить Кодекс об административных правонарушениях (КоАП) новой статьей 12.15, прим. 1 «Умышленное создание водителем помех при управлении транспортным средством, повлекшее угрозу возникновения аварийной ситуации или угрозу безопасности другим участникам дорожного движения (агрессивное вождение)».
В качестве наказания парламентарии хотят ввести штраф от 2,5 тыс. до 5 тыс. рублей.
Из законопроекта следует, что в качестве нарушения может рассматриваться в том числе опасное маневрирование, либо опасное перестроение по полосам движения, либо резкое торможение, либо опасное приближение к впереди движущемуся автомобилю с последующим движением в непосредственной близости от него.
В документе подчеркивается, что нарушение должно быть в обязательном порядке зафиксировано на фото или видео.
Привлекать к ответственности агрессивных водителей по замыслу авторов закона сможет только суд, а сотрудник полиции будет лишь составлять протокол.
В пояснительной записке к законопроекту депутаты от ЛДПР ссылаются на опыт США и стран Европы. «Следует отметить, что в законодательстве большинства стран Европы и США присутствуют нормы, в которых установлена ответственность за агрессивное вождение, — пишут авторы. — Целью данного законопроекта является не только и не столько стремление приучить российских водителей к вождению транспортного средства по международным правилам, сколько обеспечение безопасности самих водителей и пассажиров, которых они перевозят».
Стоит отметить, что ранее ЛДПР уже вносила в парламент аналогичный законопроект, однако он был отвергнут профильным комитетом Госдумы по госстроительству из-за того, что понятие «агрессивное вождение» отсутствует в правилах дорожного движения.
Депутат Госдумы, лидер партии «Автомобильная Россия» Вячеслав Лысаков считает инициативу своих коллег преждевременной.
«Сначала нужно изменить ПДД, ввести туда само понятие «агрессивное вождение», а уже потом предусматривать ответственность,
— заявил парламентарий «Газете.Ru». — У нас в направлении выработки этого понятия, понятных критериев, терминов не сделано ни одного шага. Ведь здесь много очень тонких моментов двусмысленных, а сделать нужно все однозначно и абсолютно понятно. Чтобы человек твердо знал, что можно, а что нет. Здесь нужно убрать субъективизм сотрудников ГИБДД, все должно быть снято на камеру. Но нужно прописать и то, кто потом это будет смотреть и оценивать — инспектор или судья. Вопросов пока очень много, а их вообще не должно возникать. Нужно эту проблему прежде всего обсудить с экспертами, гражданами».
По его мнению, законопроекту обязательно должны были предшествовать соответствующие подготовительные действия.
«Так не работают. Прокукарекали, а там хоть не рассветай», — подытожил Лысаков.
«Пока в ПДД такого понятия нет, говорить об ответственности рано», — согласился с Лысаковым источник «Газеты.Ru» в ГИБДД России. В ведомстве считают, что перед поправками в КоАП необходимо четко определить, что такое «агрессивная езда», и зафиксировать это в Правилах дорожного движения. Между тем пока никаких предложений на этот счет в ГИБДД не поступало.
«Мы поддерживаем любую дискуссию на эту тему, — рассказал «Газете.Ru» помощник первого зампреда правительства РФ Игоря Шувалова Александр Мачевский. — В любом случае этот вопрос должен быть вынесен на общественное обсуждение, чтобы в выработке понятия «опасное вождение» участвовали сами граждане. Главное, чтобы в обществе после этого обсуждения выработалась нетерпимость к такой манере поведения на дорогах и к тем, кто создает опасность для жизни и здоровья других людей».
По его словам, соответствующее поручение Шувалова, направленное на выработку понятия «агрессивная езда» и сделанное на одной из правительственных Комиссий по безопасности дорожного движения, находится в разработке. «Прежде всего нам нужно определение этого понятия. Ведь и превышение скорости само по себе уже опасная езда, и тут нужны критерии. Если человек едет на 50 км/ч больше, чем разрешено, то очевидно, что он использует автомобиль как общественно опасный инструмент, — отметил Мачевский. — В критериях все должно быть четко прописано: видеорегистрация, свидетели, рецидив и соответствующее наказание».
Собеседник «Газеты.Ru» отметил, что отношение правительства к законопроекту депутатов от ЛДПР будет сформировано после ознакомления с ним.