Сенсационное заявление о планах строительства северного дублера Кутузовского проспекта мэр Москвы сделал на Втором московском международном форуме по иностранным инвестициям.
«У нас есть уже предложение 100% профинансировать за счет частных инвестиций этот проект», — сказал Собянин.
Отмечая важность строительства первой платной дороги в Москве, мэр добавил, что «впервые за многие годы в Москве будет построена новая магистраль от МКАД до центра города».
Согласно последнему варианту проекта, 11-километровая дорога протянется от Молодогвардейской развязки на МКАД до Третьего транспортного кольца в районе «Москва-Сити». Реализовывать проект, скорее всего, будет ГК «Автодор», занимающаяся развитием в России сети платных дорог. Точная стоимость строительства трассы до сих пор неизвестна – в ходе обсуждения ранее назывались суммы от 25 млрд до 110 млрд руб. Не решен вопрос и с местными жителями, некоторые из которых выступают против строительства новой дороги, которая может пройти в непосредственной близости от многоквартирных домов.
Ранее строительство трассы, которая должна разгрузить запад Москвы, несколько раз откладывалось. К многочисленным сложностям проекта добавляется необходимость согласовывать строительство с РЖД — магистраль пройдет в створе Смоленской ветки Московской железной дороги. На некоторых участках трассу построят над железнодорожным полотном, на некоторых скоростная магистраль пройдет параллельно.
Глава ГК «Автодор» Сергей Кельбах ранее рассказал «Газете.Ru», что детали проекта уже обсуждались с Сергеем Собяниным. «Организационно-правовая модель по реализации проекта Северного дублера Кутузовского проспекта уже готова. Мы направили ее московским властям», — отмечал Кельбах. По данным «Газеты.Ru», столичный градоначальник рассчитывает, что именно «Автодор» будет курировать реализацию проекта, так как у госкомпании уже есть удачный опыт привлечения частных инвестиций. Напомним, «Автодор» также сейчас отвечает за строительство с нуля двух крупнейших за последние годы проектов: трассы М11 «Москва — Санкт-Петербург» и ЦКАД.
Между тем эксперты отмечали, что одной из главных проблем при реализации проекта как раз станет вопрос поиска инвестора.
«Платная дорога оправдана, когда в ней доминируют внебюджетные деньги. Тогда люди понимают, что она построена не на их налоги, — отмечал в беседе с «Газетой.Ru» директор Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Михаил Блинкин. — Ожидать, что инвесторы побегут вкладываться в такую платную дорогу, немного наивно. Вложения в дороги — это очень долгая окупаемость, при любых тарифах на проезд».
Президент Ассоциации дорожных научно-исследовательских организаций Олег Скворцов считает, что без привлечения частного капитала бюджет мегаполиса не потянет вложения в развитие дорожной сети. Однако в России практически нет крупных инвесторов, которые бы могли вкладывать деньги в такие крупные проекты без очевидной окупаемости в ближайшие годы.
«В основном все инвесторы практически государственные, — говорит Скворцов «Газете.Ru». — Например, это может быть Сбербанк. Потому что заставили.
Дело в том, что инвестиционный климат у нас непривлекательный. Если сделать расчет окупаемости, то система очень чувствительна к процентной ставке. У нас она от 10 до 15%. Срок окупаемости может составлять 30 лет. У нас сейчас какая система — государство передает инвестору эту дорогу в аренду, и дальше он сам зарабатывает на ней деньги. В западных странах другая система: там инвестор вкладывает свои деньги, а отдает ему не пользователь, а государство. То, что собирается на пунктах оплаты проезда, идет в казну, а государство уже выплачивает бонус инвестору». Подобную систему «Автодор» планирует опробовать при реализации проекта трассы М11.
Скворцов также подчеркнул, что население важно готовить к появлению скоростных платных дорог. «Людям нужно донести, что на простое в пробках мы теряем огромные деньги, несравнимые с небольшой платой за быстрый проезд по платной дороге. Главное — объяснить людям, что это выгодно», — подытожил эксперт.