В гостях у «мастеров»
Впервые оказавшись в Казани, понимаешь, что совсем недавно этот город пережил что-то эпохальное. Универсиада уже закончилась, но остался приятный бонус в виде идеального хайвея в аэропорт, опрятный и обновленный центр, а любой желающий может обзавестись чем-то на память в уже никому не нужных магазинах спортивных сувениров. Город пышет достатком, который олицетворяет гордость Татарстана — красочная мечеть Кул Шариф. Покрутившись по центральным улицам вокруг красавца-кремля и подразнив местную далеко не бедную публику, караван из четырех машин – двух 911 Carrera и двух техничек Cayenne – выдвигается в сторону Набережных Челнов.
Активность татарской ГИБДД бросается в глаза сразу же после выезда на трассу. На обочинах постоянно встречаются переносные камеры фиксации скорости, а количество самих сотрудников ДПС, активно штрафующих нарушителей, превосходит все ожидания.
Это обстоятельство немного смазывает ощущения от первого знакомства с легендарной моделью: впервые оказавшись за рулем Porsche, меньше всего хочешь думать о скоростном режиме и людях с полосатыми жезлами.
Впрочем даже такой контроль несильно сказывается на темпе нашей езды. Идущий первым Cayenne оборудован антирадаром, который вовремя предупреждает обо всех засадах. По хорошей многополосной трассе скорость каравана редко падает ниже 130–150 км/ч, а порой выходит и за пределы этого коридора.
За рулем Carrera быстро понимаешь, как эта модель успешно продержалась на рынке 50 лет и продержится, наверное, еще столько же. Помимо огромного удовольствия от вождения, когда звук двигателя становится лучше любой песни в магнитоле, абсолютно новым ощущением становится и повышенное внимание. Даже в богатой Казани почти на каждом светофоре пассажиры и водители окружающих автомобилей забывали обо всем и начинали рассматривать приземистых немецких красавцев. Некоторые водители даже на ходу умудрялись снимать нас на свои мобильные телефоны, показывая большой палец вверх.
Ну а высшим шиком для некоторых водителей стал показательный обгон на трассе сразу всей нашей колонны, притом что большинство таких «победителей» были либо на 99-х «жигулях», либо на машинах примерно такого же класса.
Быстро добравшись в Набережные Челны, мы оказываемся в гостях у знаменитой гоночной команды «КАМАЗ-мастер». Она базируется в специальном цехе прямо рядом с автозаводом. Наш сопровождающий, опытнейший гонщик и один старожилов команды Ильгизар Мардеев показывает, как работают и отдыхают пилоты и механики команды, на счету которой десятки побед в престижнейших ралли по всему миру, в том числе в легендарном «Дакаре».
После небольшой экскурсии оказываемся в главном цехе, где аккуратно в ряд стоят те самые «КамАЗы». Нас заранее попросили не расспрашивать у членов команды, сколько деталей от серийного автомобиля осталось на спортивном или, как говорят здесь, боевом экземпляре. «Камазисты» не очень любят эту тему, потому что обычных деталей в раллийной версии, как оказалось, почти нет. Впрочем это никак не умаляет труд и мастерство членов команды, собирающих свои машины буквально вручную. Еще задолго до очередных стартов начинается тщательная подготовка: автомобили почти полностью разбираются, все узлы и агрегаты проверяются и доводятся до ума, причем гонщики участвуют в этом процессе наравне с механиками. Здесь же готовятся к гонкам и автомобили технической поддержки, в том числе и те, в которых во время ралли живут пилоты.
Кстати, во время гонки расход топлива у боевого «КамАЗа» может достигать 100–120 л солярки на 100 км, поэтому в кузове, под тентом, у автомобиля расположен бензобак на тонну топлива.
Гостеприимные хозяева, среди которых оказалась и главная звезда команды, одна из легенд мирового автоспорта Владимир Чагин, даже разрешили посидеть в кабине пилотов. Комфорта в ней нет никакого, зато невероятно тесно, и даже попасть внутрь без специального приставного трапа почти невозможно.
По дороге в Уфу попадаем в сильнейший ливень, с которым с трудом справлялись «дворники» наших Porsche. В итоге финиш дня превратился в настоящее испытание. Незнакомая дорога посредственного качества, кромешная темнота и скорость за 120, ниже которой ведущий Cayenne ехать никак не хотел.
Впрочем дальше с дорогами было еще хуже. Судя по трассе, по которой мы добирались в челябинский поселок Пороги, складывалось впечатление, что организаторы путешествия решили проверить на прочность не только Carrera, но заодно и наши кроссоверы. Впрочем, даже на разбитой грунтовке 911 проявил себя вполне достойно для спорткара, хотя удовольствие от езды по таким дорогам сомнительное.
Все мучения были оправданы, когда мы добрались в Пороги. Оказывается, там уже 103 года непрерывно действует небольшая ГЭС. Считается, что это старейшая станция в России такого типа. Самое удивительное, что и оборудование на ней до сих пор стоит «родное»: две из трех турбин произведены в 1908 году в Германии, а третья – в 1928-м в России, но по австрийской лицензии.
В единственной гостинице в селе некоторое время назад отключили Wi-Fi, чтобы туристы больше времени проводили наедине с природой, а не с гаджетами. Директор единственного в деревне отеля и хозяин электростанции в одном лице рассказал, как в последние годы в одиночку поддерживает уникальный объект в рабочем состоянии. Сейчас станция дает электричество лишь двум окрестным деревням. Внутри машинного зала словно переносишься на многие десятилетия назад – на то, что на дворе уже давно XXI век, здесь ничто не намекает. Пока работает турбина, работники станции ловят возле плотины рыбу. Ее коптят прямо здесь, в цеху, — если подойти поближе к 100-летнему генератору, то можно увидеть, как рядом с ним натянута тонкая проволока, на которой доходит до кондиции последний улов.
Из Европы в Азию и обратно
Если у вас когда-нибудь появится спорткар Porsche и вам придет в голову отправиться на нем путешествовать по стране, то постарайтесь не пользоваться федеральной трассой Р254 на участке от Челябинска до Кургана.
Дорога на протяжении десятков километров представляет для Carrera настоящее минное поле – расслабиться на ней просто невозможно, потому что любая потеря концентрации неминуемо грозит попаданием в глубокую яму.
И хотя до финиша нам оставалась еще примерно половина маршрута, уже на этом участке стало очевидным, что Carerra 911 все-таки не совсем подходит для таких длительных путешествий. Здесь и очень маленький багажник, и жесткая подвеска, и, что больше относится к кабриолету, постоянный шум в салоне, который с каждым днем из достоинства все больше становился недостатком. Да и сам салон, хоть и отделан роскошной кожей, все-таки тесноват.
Еще один недостаток кабриолета, на котором я ехал почти весь маршрут, – большая парусность. Из-за небольшого веса на большой скорости машина становится крайне неустойчивой.
Впрочем один козырь Porsche оказался весьма кстати – многочисленные обгоны попуток на таком автомобиле совершать не только легко, но еще и относительно безопасно. Даже чуть ошибившись с расчетами и слишком сблизившись с летящей навстречу фурой, можно всегда вдавить педаль газа в пол — и машина за счет невероятной мощи 400-сильного двигателя спасет от любой передряги.
Добравшись до Тюмени, перед тем как повернуть в обратную сторону, заглядываем в расположенное неподалеку село Покровское, где родился Григорий Распутин. Там находится первый частный музей в России, который создали тюменские преподаватели-энтузиасты и который в последнее время пользуется невероятной популярностью. Секрет успеха прост – богатая экспозиция и впечатляющие экскурсии, которые проводят сами основатели.
Главная достопримечательность музея — знаменитый стул Григория Распутина. Считается, что любой, кто посидит на нем или хотя бы дотронется, серьезно пополнит запас своей «мужской силы». И хотя сесть на старинный артефакт нельзя, но потрогать его стремятся почти все без исключения посетители мужского пола.
Кстати, после того как музей несколько лет назад посетил тогда еще губернатор Тюменской области Сергей Собянин, вокруг стула появилось еще одно поверье.
Тогда Собянин тоже не устоял перед распутинским стулом и посидел на нем.
А спустя несколько месяцев Собянин пересел в кресло мэра Москвы, после чего в музей зачастили местные мелкие чиновники: они нашли свое объяснение взлету губернатора. И теперь, говорят в Покровском, кто дотронется до стула, может рассчитывать и на карьерный рост.
По дороге к нашей конечной точке — Перми — проезжаем Екатеринбург. Бурно развивающийся город запомнился своими неплохими дорогами, пробками и тем, что попасть на мойку здесь просто так практически невозможно. Спрос пока опережает предложение и, чтобы в нормальное время помыть машину, нужно записываться — как на прием к врачу.
На подъезде к Перми становимся свидетелями страшной картины, увы, типичной, для российских дорог. На узком мосту через небольшую реку иномарка выехала на встречную полосу и превратила в груду металла ВАЗ-2104. Пока спасатели достают из «Жигулей» погибшего водителя, на месте аварии мгновенно образуется гигантская пробка: трасса здесь, как и почти везде в России, двухполосная, и проехать узкое место удается с большой потерей времени.
На въезде в город нас уже встречали представители местного дилерского центра. Финиш автопробега решили устроить в этом городе неслучайно: пермский дилер Porsche считается одним из лучших в России как по продажам, так и по уровню сервиса.
В конечном итоге оба юбиляра добрались до финиша своим ходом и честно заслужили бесплатный билет на автовоз Пермь — Москва. За несколько недель машины преодолели десятки российских регионов и около 10 тыс. километров. Тем не менее Porsche 911 Carrera по своему характеру был, есть и, наверное, останется автомобилем лишь для качественных дорог. Завершившийся автопробег стал тому наглядным подтверждением.