Первые дни после вступления в силу революционных поправок к КоАП РФ, вернувшие допустимую норму алкоголя для водителей, ознаменовались путаницей в судах. Напомним, речь идет об изменениях в Административном кодексе, вступивших в силу 1 сентября, согласно которым водитель признается пьяным только при наличии у него 0,16 мг этилового спирта на литр выдыхаемого воздуха. Подразумевалось, что права смогут вернуть все водители, которые до 1 сентября были лишены прав за меньшее количество спирта, обнаруженного алкотестерами при освидетельствовании.
Однако, как показали первые дни, многие мировые судьи не спешат применять новые нормы.
Известный автоюрист Лев Воропаев рассказал «Газете.Ru», что судей на местах никак не проинструктировали.
«Многие судьи в доверительном разговоре просят им не подавать эти заявления, потому что однозначных инструкций до них не доведено, — разводит руками адвокат. —
Некоторые судьи адекватно реагируют и пытаются разобраться в нововведениях. Но многие просто боятся брать ответственность, а кто-то из судей вообще не понимает, зачем эти жалобы люди подают, и говорят, что не имеют права рассматривать такие заявления. Это только про мировых судей — надзорные инстанции, пока до них дойдут заявления автомобилистов, еще месяца два не будут с этим сталкиваться».
Координатор общества «Синие ведерки» Петр Шкуматов также рассказал «Газете.Ru», что уже несколько автомобилистов, ранее лишенные прав за ничтожное количество алкоголя в организме, обратились к нему с жалобами, что суды после изменений в КоАП РФ отказываются отменять постановления. «Мне люди звонят и ругаются матом, мол, обещали вернуть права — и что в итоге, — делится впечатлениями Шкуматов. — Дело в том, что все-таки это было не смягчение законодательства, как это трактуют в ГИБДД, а ужесточение: теперь не только лишение прав на полтора-два года, как раньше, но и еще крупные штрафы — 50 тыс. руб. Норма же про 0,16 мг имеет просто технический квалификационный признак и не говорит о том, что что-то смягчили. Мне звонили уже несколько человек. Суды отказывались отменять постановления о лишении».
В Верховном суде «Газете.Ru» заявили, что решения судьи сейчас выносят исходя из собственной трактовки нового закона. Если у судей будут возникать вопросы или двоякие толкования, то они направят свои наблюдения на пленум ВС, который в течение года должен разъяснить применение новой нормы.
«Есть принятый закон, суды — это правоприменители, и они действуют в рамках имеющихся законов — и никак иначе, — заявили в ВС. — Если возникают двоякие толкования норм закона, какое-то недопонимание, как употреблять этот закон, такого рода неясности направляются на пленум Верховного суда. Пленум уже, приняв это к сведению, обобщает практику по такого рода вопросам и вырабатывает постановление, которое носит рекомендательный характер для судов в их повседневной деятельности. Но, как правило, постановления пленумов выходят по итогам года и сформировавшейся статистики».
При этом в ВС призывают судей применять новый закон. «Не знаю, чего они ждут, — говорит глава пресс-службы ВС Павел Одинцов. — Есть закон, и судьи должны действовать в его рамках с момента вступления в силу. Ничего ждать больше не нужно.
Как судьи его сами трактуют, так они и должны его применять.
Если есть недочеты в самом законе — пробелы или недосказанность, — то в таком случае выпускается постановление пленума ВС, но оно может быть выпущено по инициативе тех региональных судов, которые нас об этом информируют». Собеседник в ВС подчеркнул, что прошло еще слишком мало времени со вступления закону в силу.
Еще один известный автоюрист — Лаврентий Сичинава, который еще в 2010 году пытался сперва в Верховном, а затем в Конституционном суде обжаловать действовавший на тот момент нулевой порог опьянения для водителей, соглашается, что практики еще слишком мало, чтобы делать какие-то выводы о правоприменении нового закона.
«Я не думаю, что с судом будут сложности, — сказал адвокат «Газете.Ru». — Если в первой инстанции не прошел, то можно и во вторую, и в последующие обратиться. Но, не исключаю, судьи пока ждут, что Верховный суд даст какие-нибудь разъяснения. Дело в том, что судьи иногда не хотят брать в руки инициативу, они люди служивые».
Впрочем, юрист Лев Воропаев признается, что одному из его клиентов все-таки удалось добиться в мировом суде отмены постановления о лишении его водительских прав.
«Человек до нового закона надышал на 0,10 мг этилового спирта на литр выдыхаемого воздуха, в итоге после вступления в силу нововведений мировой судья прекратил постановление по делу», — поделился опытом юрист, однако оговорился, что это решение еще не вступило в законную силу.
Вот тут появляется еще один важный нюанс. Как известно, с 1 сентября все автомобилисты, у которых истекает срок лишения водительских прав, чтобы получить их обратно, должны будут заново сдать в ГИБДД экзамен на знание правил дорожного движения.
«Дело в том, что человек даже при прекращении постановления мировым судом продолжает считаться виновным в совершении административного правонарушения. Если он хочет доказать свою невиновность, ему нужно идти в надзорную инстанцию — региональный суд или Верховный суд, если в региональный суд уже обращались и это не помогло», — говорит Воропаев. По его словам, именно поэтому таким водителям при возвращении прав все равно придется сдавать теорию в ГИБДД.
«Я уже с жалобой обратился в Генпрокуратуру, чтобы разрешили этот вопрос в нашу пользу. У многих водителей это критично — сдавать теорию или нет», — заявил Лев Воропаев.
В ГИБДД России «Газете.Ru» опровергли гипотезу, что вернувшим права водителям за меньшее, чем 0,16 мг, опьянение придется пересдавать теорию. Такая обязанность будет возложена только на тех, кто был действительно пьян за рулем. «Если суд отменил эту норму, то ты не будешь считаться привлекавшимся за пьяное вождение, — уточнили в Госавтоинспекции. — Ведь суд в этом случае отменяет постановление о лишении». Однако в ведомстве не смогли уточнить, скольким водителям подразделения ГИБДД уже вернули права. «Наша работа тут чисто механическая... Если есть решение об отмене постановления суда — водительское удостоверение возвращаем и вносим корректировку в нашу базу. Какую-то статистику по этому вопросу мы не запрашиваем и не собираем», — заключили в ГИБДД.