Для современной России инцидент в Нижневартовске действительной уже может считаться экзотическим. Несмотря на то что времена гангстеров эпохи Великой депрессии и «братков» России 90-х прошли прошли, отголоски этих эпох по-прежнему вызывают живой интерес к особенностям жизни криминального мира. «Газета.Ru» заглянула в прошлое и выбрала культовые автомобили, в разное время и место прославившиеся среди представителей криминальных структур.
Вторая инкарнация Ford Model A стала бестселлером и колоссальным успехом для Ford Motor Company. За четыре года производства модели (1927–1931) были выпущены почти 5 млн Model A более чем в 10 вариантах кузовов. Ввиду своей доступности и хороших потребительских качеств машина пользовалась популярностью. Отдельное признание автомобиль получил у американских гангстеров времен Великой депрессии.
Легендарный грабитель банков Джон Диллинджер любил автомобили Ford. Гангстер даже написал благодарственное письмо Генри Форду, где сообщил, что качественные автомобили Ford помогают ему успешно скрываться от полиции. Купе Model A, на котором в 1934 году ездил Диллинджер, был выставлен в 2010 году на торги. Когда гангстер бросил автомобиль, тот был залит кровью его соратников и изрешечен пулями. Машина с тех пор стояла в гараже и переходила из рук в руки. В 2007 году автомобиль отреставрировали для фильма о Диллинджере, а после этого выставили на торги. Автомобиль ушел с молотка за $134 тыс.
Еще один американский гангстер, Аль Капоне, предпочитал автомобили марки Cadillac. На машинах этой фирмы перемещались и его подручные.
Один из таких автомобилей также был выставлен на торги. Им оказался Cadillac V8 Town Sedan 1928 года, оснащенный броней общей массой более тонны. Раскраска машины воспроизводила цветовую гамму полиции Чикаго — зеленый кузов и черные крылья.
У автомобиля было несколько «бойниц» в дверях для того, чтобы отстреливаться от полицейских, а также откидная дверца сзади для тех же целей. Дополняющим штрихом стала полицейская сирена и радиостанция, настроенная на волну правоохранителей, чтобы перехватывать сообщения о перемещении стражей порядка. В 2012 году машина была продана за $341 тыс.
Автомобили британской марки Jaguar пользовались популярностью среди английских гангстеров середины века. Легендарные рэкетиры-близнецы Ронни и Рэджи Крэй, которые «держали» Лондон в послевоенные годы, пользовались представительскими седанами Jaguar. Среди них можно выделить модели MkVII, MkX и его более позднее исполнение 420G.
Флагман Jaguar в 1960-е, MkX выпускался в течение девяти лет — с 1961 по 1970 год. Лимузин был одной из самых широких моделей Jaguar за всю историю марки — глава компании даже признал, что роскошный автомобиль получился чересчур габаритным. MkX оснащался карбюраторными двигателями объемом 3,8 и 4,2 литра, чья мощность достигала 260 л. с.
Задолго до становления своей славы наркобарона колумбиец Пабло Эскобар выступал гонщиком в местечковой гоночной серии Renault 4 Cup. Впрочем, особенного успеха на этом поприще Эскобар не добился, но впервые его имя попало в газеты именно в контексте гоночной карьеры. Как можно судить из названия Кубка, основным автомобилем для выступления в нем был бюджетный хетчбэк Renault 4, популярный среди колумбийцев 1970-х из-за своей простоты и неприхотливости.
Позже, когда Эскобар уже стал всемирно известным наркобароном, в его гараже наряду с весьма дорогостоящими автомобилями нашлось место для Renault 4. Автомобиль стал одной из первых переднеприводных моделей Renault и должен был конкурировать с не менее известным Citroen 2CV. Машина получилась крайне удачной и производилась сначала во Франции, а потом во многих развивающихся странах Африки и Южной Америки. Малолитражка оснащалась маленькими двигателями объемом от 0,7 до 1,1 литра. В общей сложности автомобиль пробыл на конвейере почти 30 лет — с 1961 по 1992 год.
Когда седан Chevrolet Impala 1964 года только появился, он был весьма популярен среди самых разных слоев американского общества. Несколькими десятилетиями позже машина обрела вторую жизнь с помощью чернокожих и латиноамериканских гангстеров из Калифорнии, которые переделывали автомобили в соответствии со своими представлениями.
Эти бандиты были преимущественно выходцами из малообеспеченных семей, наверное, это объясняет тягу к визуальной роскоши — обилию хрома, дорогим обивкам салона и прочим атрибутам. Отдельная статья доработок — подвеска, в разное время ее занижали за счет укороченных пружин (в ущерб ходовым качествам) — так машина выглядела широким, солидным монолитом. Позже появились более компромиссные решения с пневматической подвеской, которая позволяла «гарцевать» такой машине — то есть подпрыгивать, например, передней частью автомобиля.
Чернокожие и латиноамериканские уличные гангстеры из Калифорнии предпочитают разные американские седаны середины века, но Impala 1964 года был в особенном почете — это можно увидеть в клипах многочисленных рэп- и хип-хоп-коллективов 1990-х годов.
Та же категория гангстеров, что и в случае с Chevrolet Impala 1964, но уже более обеспеченная, нередко выбирает роскошный внедорожник Cadillac Escalade. Будучи первым автомобилем такого класса для премиум-марки в составе General Motors, автомобиль сразу стал весьма статусным, но в то же время получил заметную популярность среди разномастных преступников, причем речь идет не только о чернокожих или латиноамериканцах, но и представителях коза ностра. В частности, это обстоятельство нашло отражение в сериале «Клан Сопрано», где герой покойного Джеймса Гандольфини, Тони Сопрано, передвигался на длиннобазной версии Escalade. О популярности машины в преступных кругах говорит и то, что внедорожник Cadillac — одна из самых угоняемых в США машин.
Технически автомобиль представлял собой роскошную версию более доступного внедорожника Chevrolet Tahoe/GMC Yukon, оснащенную наиболее мощным из линеек этих моделей двигателем. Машина имела богатый интерьер и экстерьер — габариты и обилие хрома могли поразить воображение любого американского драгдилера, поднявшегося вверх по «карьерной лестнице».
В СССР дела с личными автомобилями обстояли хуже, чем на Западе, поэтому отечественным преступникам в основном приходилось довольствоваться теми же машинами, которые были доступны для законопослушного населения. Переломный момент произошел в 1980-е — популярность в криминальных кругах набирали вазовские переднеприводные хетчбэки, причем особенная слава досталась пятидверному варианту — ВАЗ-2109, более известному как «девятка». Престижность автомобиля в массовом сознании была воспета группой «Комбинация» в песне про вишневую «девятку».
Ставшая логическим развитием трехдверного ВАЗ-2108, в разработке которого приняли участие специалисты Porsche, пятидверный ВАЗ-2109 выпускался в России с 1987 по 2006 год. По сути и после этого модель продолжила свою жизнь в виде рестайлингового «ВАЗ-2114, от которого «АвтоВАЗ» решил окончательно отказаться лишь недавно. Такой значительный срок на конвейере говорит о востребованности автомобиля в России. ВАЗ-2109 оснащался двигателями объемом от 1,1 до 1,5 литра. Для своего времени машина обладала неплохими динамическими характеристиками и дизайном, который также не слишком отставал от популярных европейских хетчбэков того времени, наподобие Volkswagen Golf.
По мере обогащения и расширения возможностей представители криминала пересаживались на иномарки. Исторически сложилось, что наибольшим почетом пользовались несколько моделей автомобилей, которые просто ассоциируются с российскими бандитами времен 1990-х.
Одним из основных таких автомобилей стал внедорожник Jeep Grand Cherokee. Полноразмерный «Широкий», как его прозвали, был неотъемлемым атрибутом фольклора о «новых русских» и «братках». Просторный кожаный салон с обилием подстаканников, тяговитый двигатель V8, расход которого ужаснул бы современных борцов за экологию, и коробка-автомат. Вместе с тем машина обладала неплохой управляемостью на асфальте и приемлемым уровнем проходимости, который несколько уступал японским аналогам Grand Cherokee того времени.
Не менее, а может и более культовым автомобилем среди представителей российского криминала 1990-х стала BMW 5-Series (E34). Именно благодаря этому автомобилю аббревиатуру BMW в России часто расшифровывают не как Bayerische Motoren Werke, а как «боевая машина вымогателей». Без какого-либо маркетинга 5-Series сформировала восприятие марки в России на долгие годы вперед.
Это поколение 5-Series стало третьим по счету автомобилем «пятой серии». По сей день E34 считают одной из самых лучших моделей BMW за всю историю марки. Машина объединяла в себе высокий уровень комфорта, превосходную динамику и управляемость, а также поразительную надежность.
Впрочем, даже такого уровня надежности не всегда хватало для новоиспеченных российских автовладельцев, поскольку на фоне валких американских седанов и японских внедорожников того времени 5-Series разительно отличалась и могла провоцировать водителя на «подвиги», которые кончались плохо как для автомобилиста, так и для самой машины. 5-Series E34 мелькала во многих российских фильмах, посвященных России 90-х. В частности, в снятом в 2005 году фильме «Жмурки» о бандитах 90-х автомобиль по сути сыграл одну из главных ролей.
Настоящим объектом мечтаний для постсоветского криминалитета стал Mercedes-Benz S-Class (W140). В России автомобиль в большинстве случаев покупался в самой дорогой версии S600, что ввело в обиход россиян словосочетание «шестисотый Мерс». Машина вместе с Jeep Grand Cherokee стала частью фольклора и фигурантом многочисленных анекдотов.
S-Class 90-х во многом опережал время — ни один представительский седан той эпохи не обладал таким количеством электроники и приспособлений для комфорта пассажиров. Для еще не привыкших к образцам западного автопрома представителей отечественного криминалитета машина казалась чем-то заоблачным. Модель оснащалась широкой гаммой двигателей, наименьший из которых имел объем 2,8 литра. В России большая часть S-Class попадалась в модификациях S320, S500 и S600, причем множество машин, имевших маркировку последней версии, по сути представляли собой первые две, но с замененным шильдиком на крышке багажника. Старшая версия S600 разгоняла весивший более двух тонн седан до сотни за 6 секунд.
Несмотря на востребованность, машина пользовалась дурной славой — как и многие владельцы тогдашних S-Class, машины редко «умирали своей смертью». Но статус машины перевешивал все предрассудки. Это был настоящий символ эпохи, ведь даже у тогдашнего президента Бориса Ельцина была модификация этого автомобиля — лимузин S600 Pullman Guard.