В среду в Ульяновском областном суде наблюдался невиданный ажиотаж — на автомобильной парковке невозможно было найти свободных мест, подходы к зданию прочно оккупировали журналисты.
Точку в резонансном деле о ДТП с участием федерального судьи Валерия Саса, который, находясь в отпуске в Ульяновске, стал виновником страшного ДТП на мосту через Волгу, должен был поставить судья Игорь Киргизов. Напомним, именно «Газета.Ru» стала первым изданием, сообщившим о ДТП с участием федерального судьи.
Неожиданно в толпе появилась стройная девушка, которая напомнила присутствующим старшую дочь подсудимого. «А что тут такое, суд идет?» — с грустной улыбкой поинтересовалась незнакомка. Услышав, что будет выноситься приговор федеральному судье, она лишь развела руками: «Наверняка его подставили, как это обычно в нашей стране бывает».
Гособвинитель Игорь Рябов находился в приподнятом расположении духа и почти сразу сообщил журналистам свой прогноз. «Надеюсь, что шесть лет дадут», — сообщил прокурор.
Юрист межрегиональной правозащитной организации «Агора» Алексей Глухов, представляющий интересы Раиса Шарафутдинова, чья дочь погибла в том ДТП, был более осторожен в оценках. «Это совершенно непрогнозируемый процесс. Мы готовы к любому развитию событий», — заявил Глухов.
Вскоре к зданию областного суда приехала одетая в ярко-желтое платье супруга Саса. Она молча, ни с кем не разговаривая, поспешила войти в помещение.
Сам подсудимый появился в зале заседаний одновременно с судьей под дружные вспышки многочисленных фотокамер. Сас сразу сел за стол и поспешил закрыть лицо руками. Его адвокат Нина Костина в свою очередь потребовала от представителей СМИ, чтобы ее лицо нигде не фигурировало.
Сас был налегке — в светлых летних брюках, рубашке с коротким рукавом и с коричневой борсеткой в руках. Когда судья Киргизов начал оглашать приговор, подсудимый демонстративно отвернулся от него и от присутствующих журналистов. Именно так он простоял в течение всего заседания.
Пока судья читал приговор, Сас нервно теребил золотой перстень на пальце, вздыхал и иногда вполголоса перекидывался репликами со своей защитницей.
Судья согласился со всеми доводами обвинения, представленными в ходе процесса. Также было признано, что в момент совершения ДТП подсудимый находился в состоянии алкогольного опьянения. Напомним, экс-судья после аварии, сославшись на свой особый статус, отказался от прохождения медицинского освидетельствования. Именно поэтому состояние опьянения Саса было определено исходя из показаний многочисленных свидетелей — врача-нарколога, инспекторов ДПС, спасателей.
Супруга Саса слушала судью, опустив глаза. Сам подсудимый не оборачивался и всячески пытался скрыться от объективов телекамер.
Гособвинитель требовал приговорить Саса к 8,5 года лишения свободы с отбыванием наказания в колонии общего режима. Адвокаты потерпевших настаивали на максимальном наказании по вменяемой статье — 9 годах колонии.
Однако судья Киргизов принял свое решение с учетом, как он пояснил, «смягчающих обстоятельств».
К таковым он, в частности, отнес положительные характеристики Саса, тот факт, что преступление совершается им впервые, наличие у него малолетнего ребенка и попытку загладить вину деньгами — на последнем судебном заседании он перечислил на счета потерпевших 1 миллион 50 тыс. рублей: по 450 тыс. отцам погибших и 150 тыс. женщине, которая выжила в аварии.
В результате Валерий Сас был приговорен к 5,5 года лишения свободы с отбыванием наказания в колонии-поселении. Также он должен выплатить родственникам жертв автокатастрофы компенсацию размере 1 млн 610 тыс. рублей.
Услышав приговор, бывший судья с нескрываемым облегчением вздохнул, а затем обернулся к родителям девушки, которая погибла в ДТП, и широко улыбнулся.
Люди стали возмущаться, на что Сас раздраженно ответил: «Я вас ни разу не оскорбил!» «Ты у меня дочь убил!» — ответила ему Рамзия Шарафтудинова.
После этого Сас начал медленно собираться: расстегнул борсетку, откуда достал очки в позолоченной оправе. Мера пресечения — подписка о невыезде — у него осталась без изменений. Судья Киргизов пояснил, что стороны могут в десятидневный срок обжаловать вынесенный приговор, а если этого не произойдет, то Сасу необходимо самостоятельно добраться до колонии. Правда, уже не на машине: суд лишил его права управлять транспортными средствами на три года.
Бывший служитель Фемиды наотрез отказался общаться с журналистами, которых, кстати, ранее обвинил в том, что «они сделали из него преступника». Его адвокат также не стала комментировать приговор.
Юрист «Агоры» назвал вынесенный вердикт «издевательством над потерпевшими». «В Ульяновской области выносится много жестких приговоров по делам о ДТП. В этом случае Сас отделался, что называется, легким испугом. Думаю, что именно его особый статус стал причиной столь мягкого приговора», — отметил в разговоре с «Газетой.Ru» Глухов. Он также подтвердил: решение обязательно будет обжаловано.
Гособвинитель Рябов затруднился сразу сообщить, будет ли прокуратура обжаловать приговор, отметив, что «по таким делам часто дают именно колонию-поселение».
В то же время старший помощник прокурора Ульяновской области Василий Зима заявил «Газете.Ru», что его ведомство обязательно обжалует приговор. «На данный приговор будет принесено апелляционное представление.
Мы требовали, чтобы наручники на Сасе защелкнулись прямо в зале суда, а он, как ни в чем не бывало, сегодня уйдет из суда. Что и говорить, приговор необоснованно мягкий», — признался представитель надзорного ведомства.
Родители погибшей Альбины заявили, что будут и дальше добиваться максимально жесткого наказания для виновника гибели их дочери. В ближайшее время они намерены обратиться к главе государства.
«Колония-поселение — это никакое не наказание. Он наверняка там и находиться не будет, продолжит жить как на курорте. Сегодня Сас просто посмеялся над всеми», — сказала «Газете.Ru» Рамзия Шарафтудинова.
ДТП с участием внедорожника Toyota, принадлежащего Сасу, который тогда являлся судьей Щелковского городского суда Московской области, и ВАЗ-2112 произошло в ночь на 22 января 2011 года на Императорском мосту в Ульяновске. В результате погибли водитель и пассажирка «Жигулей», еще два пассажира легковушки были госпитализированы. Сас практически не пострадал.