Первые две недели работы сети городских велопрокатов «Велобайк» омрачены серией скандалов. В пилотном режиме проект начал работать еще в мае: открылись несколько точек в районе Цветного бульвара, затем заработали пункты проката внутри Бульварного кольца. Сейчас их 30, но к концу года власти планируют увеличить их количество еще на сто. Начало функционирования системы совпало по времени с введением в пределах московского Бульварного кольца повсеместной платной парковки.
Московская система велопроката почти полностью воспроизводит французский комплекс (Чешский комплекс Homeport, существующий с 2007 года и к настоящему моменту испытывающий заметные трудности из-за вандалов и воров.
Счет украденным велосипедам за два года работы прокатов во Франции достиг почти 8 тыс., еще 11 тыс. были сломаны. Впрочем, масштаб прокатной системы во Франции примерно в 10 раз больше — задействованы около 20 тыс. велосипедов.
Реализацией проекта сети велопрокатов в российской столице вместе с Департаментом транспорта занимается Банк Москвы. В настоящее время на рассмотрении находится проект внесения изменений в постановление правительства, согласно которому, помимо прочего, разрешение на размещение пунктов проката будет выдаваться безвозмездно после рассмотрения заявления от заинтересованного лица, которое располагает утвержденным проектом размещения прокатной точки.
Система работает довольно просто. Нужно зарегистрироваться на сайте velobike.ru и указать номер своей банковской карты. Сначала нужно будет выбрать тариф за пользование услугой: «1 день» (100 руб.), «7 дней» (250 руб.), «Месяц» (450 руб.) или «Сезон» (950 руб., действует до 31 октября). Кроме того, плата взимается и за поездки, причем власти предлагают возвращать велосипеды побыстрее – стоимость аренды на более длительный срок увеличивается в прогрессии. К примеру, от получаса до часа аренды велосипеда стоят 30 руб., два часа 90 руб., а три 3 часа уже 300 руб. Взять и сдать велосипед можно в любом пункте проката. Порча или утеря велосипеда наказывается штрафом в размере 15 тыс. руб.
Власти планируют закупить до конца лета за рубежом около 1,7 тыс. якобы эксклюзивных велосипедов для проката по цене 25 тыс. руб.
В качестве основной единицы для сети московских прокатов были выбраны велосипеды марки Homeport, уже зарекомендовавшие себя в прокатах Чехии, Франции и Великобритании. Как утверждают в Департаменте транспорта, эти велосипеды надежно защищены от вандализма, а их запчасти уникальны: к другим велосипедам они не подойдут, что, вероятнее всего, упрощает обнаружение краденых единиц и усложняет попытки их продать как целиком, так и по частям.
Тем не менее только за первый уикенд работы сети прокатов были сломаны 15 велосипедов, а еще четыре украдены. Более того, позже стало известно, что похищенные велосипеды продаются на популярной интернет-площадке для торговли Avito.ru. Предприимчивые злоумышленники оценили их в 15 тыс. руб. – почти вдвое меньше заявленной в Департаменте транспорта стоимости.
«Газета.Ru» уточнила данные об эксплуатации велосипедов в новой велопрокатной сети Москвы. По данным Департамента транспорта, пока закуплены 500 велосипедов, из них фактически используются 220. К настоящему моменту 20 велосипедов находятся в ремонте. Еще восемь были украдены, но два из них удалось вернуть.
Координатор общества «синих ведерок» Петр Шкуматов обратил внимание «Газеты.Ru» на цену используемых в московском прокате велосипедов.
По словам активиста, не уступающие моделям Homeport аналоги стоят меньше €300. К примеру, схожий по характеристикам велосипед Leader Fox Domesta с рамой 26 дюймов стоит €275. Примечательно, что цена велосипедов в парижском прокате Velib, послужившем основой проекта сети московских прокатов, составляет около €400 (16,5 тыс. руб.).
«Можно предположить, что велосипеды обходятся в несколько раз выше розничных цен, поскольку есть различные оптовые скидки. Эта история вызывает много вопросов к Департаменту транспорта и всем, кто занимался этим вопросом», — считает Шкуматов.
Генеральный директор ЦНИИПИ велотранспорта Игорь Маркин рассказал «Газете.Ru», что, несмотря на целеустремленность властей, транспортная инфраструктура Москвы не готова к широкому распространению велосипедного проката, причем основные опасения вызывает безопасность велосипедистов – нынешняя система не в состоянии ее обеспечить.
«Первое, что упущено, самое главное, — это безопасность.
Власть сначала должна озаботиться своей основной обязанностью – обеспечением безопасности участников дорожного движения, а потом уже думать о прокате. Если этого не делать, то затея превращается в красивую картинку, за которой не просто ничего нет, а на которую ставятся человеческие жизни».
Эксперт считает, что система не готова к массовому притоку велосипедистов. «Увидев такую систему, люди захотят сесть на велосипед, а ездить негде, правила дорожного движения не все знают. Те, кто обладает правами, редко обращают внимание на пункты безопасности движения велосипедистов». Маркин утверждает, что Департамент транспорта не прислушивается к утверждениям профильных специалистов по велотранспорту – ведомству был предложен ряд мер, которые позволили бы свободно ездить в пределах Садового кольца на велосипедах, но до их воплощения дело не дошло.
«Все удивлены, что безопасность велосипедистов никак не обеспечена. Не только не обеспечена, им попросту негде ездить. Одно дело – это велопрокат в парках, там нет автомобилей и перемещение ограничено, люди психологически готовы. А тут город предоставлен велосипедисту – автомобилисты не готовы к его появлению на дороге, а пешеходы не готовы к его появлению на тротуаре. Ничего не приспособлено».