В пятницу стало известно об итогах проверки, которую на автозаправках Самарской области провели сотрудники регионального управления экономической безопасности и противодействия коррупции (УЭБиПК) и местного управления ФСБ. Силовики выявили факты внедрения на автозаправочные комплексы ОАО «Самаранефтепродукт» специальных устройств по недоливу топлива с целью его дальнейшего хищения. По факту злоупотреблений полиция Самарской области возбудила уголовное дело по части 4 статьи 159 УК РФ (мошенничество, совершенное организованной группой либо в особо крупном размере).
Стражи порядка выяснили, что с 5 января по 7 февраля этого года неизвестные лица из числа руководителей и сотрудников ОАО «Самаранефтепродукт» внесли изменения в оборудование, отвечающее за работу топливно-раздаточных колонок ряда АЗС. Из-за этого при заправке машин происходил недолив бензина. «В результате чего был создан неучтенный излишек топлива марки «Регуляр-92» объемом 30,27 тонны, которым не установленные следствием лица распорядились по собственному усмотрению, — сообщили в полиции. — Гражданам и организациям был причинен материальный ущерб в особо крупном размере на сумму более 1 миллиона рублей».
Факты злоупотреблений пока выявлены на четырех заправках в Безенчукском и Исаклинском районах области, а также в городе Чапаевске.
В ходе следствия полиция на ряде колонок изъяла платы управления и диалоговые модули с внештатными техническими изменениями, а также неустановленные устройства с пультами управления, благодаря которым мошенникам и удавалось обманывать водителей, недоливая им бензин.
В пресс-службе самарской полиции «Газете.Ru» сообщили, что конкретных подозреваемых в деле пока нет, другие подробности остаются неизвестными. Тем не менее в ведомстве не исключили, что сумма ущерба в ходе дальнейших следственных действий может возрасти.
Между тем агентство «Росбалт» приводит ряд подробностей расследования. По данным издания, благодаря специальному оборудованию водителям недоливали по 2—3 литра бензина. Сэкономленное таким образом топливо поступало в специальный резервуар, из которого, в свою очередь, также осуществлялась заправка машин. При этом в последнем случае все операции проходили без выдачи кассового чека, а значит, и всю выручку злоумышленники клали к себе в карман.
«Росбалт» также сообщило, что данная схема уже выявлена на АЗС не только Самарской, но и Саратовской области, а сейчас правоохранители проверяют другие регионы, в том числе Москву и Подмосковье.
«Эти действия, скорее всего, осуществляли работники данных АЗС, потому что хозяева этого бизнеса всегда против таких схем,
— рассказал «Газете.Ru» глава некоммерческого партнерства «Нефтяной клуб Санкт-Петербурга» Олег Ашихмин. — В принципе тема эта не новая, недолив был широко распространен еще во времена СССР. У работника АЗС всегда было желание где-то что-то недолить. Для предотвращения этого владельцы заправок и камеры видеонаблюдения ставят, и регулярно мониторят состояние оборудования. Размер компании тут совершенно ни при чем, если в ней хорошая внутренняя дисциплина, то проблем обычно не бывает. Если же руководство закрывает глаза, то работники тут же этим пользуются».
По словам эксперта, после того, как этот бизнес перешел от государства в частные руки, мошенничество осуществлялось по двум основным сценариям — либо с участием владельца, либо без его ведома. «Судя по тому, что здесь были какие-то руководящие лица, можно говорить скорее о первом варианте, — продолжает Ашихмин. — То, что топливо сливали в какую-то отдельную емкость, уже такой грязный способ воровства, что этого не знать и не видеть там не могли. Значит, просто не хотели замечать».
При этом обычно, по словам Ашихмина, в сговор вступают работники АЗС и те, кто обслуживает заправочный комплекс. Именно они ставят все эти «жучки».
«Выявлять обман не так сложно, как доказывать его потом в суде, — считает эксперт. — Если есть соответствующее контрольное оборудование, то еще куда ни шло, но это большая редкость. Я таких случаев сразу и не вспомню. Обычно водителям, понявшим, что их обманули на АЗС, доказать что-то почти невозможно, и правоохранительные органы этим редко занимаются».