Массачусетский технологический институт (MIT) совместно с премиум-автопроизводителем Audi провел исследование о влиянии дорожного раздражения на водителей. Работа проводилась в центре MIT SENSEable City Laboratory, который существует с 2004 года и занимается оценкой роли цифровых технологий в жизни современных жителей мегаполисов.
С помощью различных измерений авторы исследования изучили степень стресса, с которым приходится сталкиваться современным автомобилистам.
Стержнем исследования стала созданная в 2011 совместными усилиями специалистов MIT и Audi система Road frustration index (RFI) – «Перечень дорожных раздражителей». С ее помощью водитель может в реальном времени ознакомиться со своеобразным рейтингом дорог в различных участках США по критерию возможного стресса от поездки по ним: программа формирует единую оценку для участка, исходя из таких факторов, как погодные условия, поведение водителей и количество аварий.
В ходе исследования ученые следили за состоянием испытуемых водителей с помощью специального оборудования, установленного в автомобиле. Оно включало кожные сенсоры, мимические датчики, GPS-приемники, камеры наружного и внутреннего наблюдения, а также датчик движения. С помощью этого комплекса авторы работы измерили стрессовые показатели людей за рулем автомобилей, а также во время других занятий, чтобы результаты исследования были более разносторонними.
«Помимо ежедневной езды за рулем мы измерили стресс во время таких бытовых ситуаций, как пребывание дома, в офисе, за завтраком и на лекции в MIT», — пояснил Кайл Грек, один из руководителей центра MIT SENSEable City Laboratory.
«Данные, которые мы получили, просто поразительны. Например, мы выяснили, что ситуация, когда водителя резко подрезает другая машина, сопоставима по уровню возникающего стресса с прыжком с парашютом»,
— рассказал Филип Брабек, глава отдела менеджмента новой продукции американского представительства Audi.
Предварительная часть исследования проводилась в течение 12 месяцев в городе Бостон, но число водителей-респондентов не сообщается. Тестовый маршрут включал различные типы дорог, такие как оживленные шоссе и тихие пригородные улицы, а также разные ситуации, такие как движение в пробке или поездка с навигатором по незнакомой местности. Итоги подводились как с помощью опросника для водителей, так и с учетом полученных с помощью аппаратуры данных.
«Мегаполисы, окутанные сетями и цифровыми устройствами, создают новые способы обмена информацией. То же самое происходит внутри наших автомобилей, которые все больше наполняются различными датчиками. Соприкосновение этих двух тенденций образует будущее систем перемещения – начнется оно с беспилотных автомобилей», — считает профессор Карло Ратти, глава центра MIT SENSEable City Laboratory.
Автомобильные компании подходят к вопросу снижения стресса для водителей и с практической точки зрения: в 2012 году компания Ford заявила о разработке биометрического комплекса, который будет фиксировать биометрические показатели водителя, чтобы определить степень загруженности его организма. Система будет сообщать водителю о любых отклонениях, чтобы оптимизировать управление автомобилем. В некоторых случаях комплекс даже будет самостоятельно переводить мобильный телефон водителя в режим «не беспокоить».
Кандидат медицинских наук, практикующий психотерапевт Марк Сандомирский рассказал «Газете.Ru», что хотя психологическое содержание прыжков с парашютом и езды по мегаполису различно, но интенсивность эмоций и физиологические реакции могут быть сходными.
«Транспортный стресс включает в себя разные механизмы. С одной стороны, это проявления агрессии, которые человек испытывает со стороны других водителей. Кроме того, срабатывает инстинктивный механизм «несправедливости»: водитель ощущает, что его права нарушаются, когда другие водители совершают что-то недозволенное — подрезают или делают что-то подобное. Это механизм вызывает бурные негативные эмоции», — рассказал специалист.
Сандомирский добавил, что транспортный стресс может быть связан со срывом каких-то планов, договоренностей или наличием незавершенных дел. Кроме того, процесс вождения — психическая напряженность, это связано с необходимостью долго сохранять повышенное внимание, рассказал психотерапевт. Более того, транспортный стресс связан с нагрузкой, вызванной большими перемещениями: многокилометровые поездки не остаются незамеченными для мозга, он фиксирует эти раздражители.
Эксперт также подчеркнул важность эффекта кумуляции: у жителей крупных городов по мере накопления транспортных стрессов (через 8–10 лет) резко повышается вероятность нервных срывов. «Тот же самый эффект кумуляции, накопления, взаимного усиления происходит, когда человек находится за рулем. Это приводит к такому явлению, как так называемый психологический когнитивный сдвиг: от логики человек переходит к эмоциям и начинает себя вести неадекватно; в его поведении в большей мере, чем обычно, проявляется инстинктивный (животный, рефлекторный) механизм», — рассказал специалист.