C 1 июля зона платной парковки в центре столицы будет многократно расширена Она охватит все Бульварное кольцо, а со стороны Москва-реки будет ограничена Кремлевской, Москворецкой и Пречистенской набережными. В общей сложности планируется создать 4368 новых парковочных мест со стоимостью стоянки 50 рублей в час и 3069 мест в офисных зданиях, где стоимость парковки в зависимости от условий и района будет меняться от 50 до 200 рублей в час. С ноября 2012 года на 21 улице в центре города действует пилотный проект по платным стоянкам и функционирует 550 платных мест для автотранспорта. В среднем одно платное место в сутки занято в течение трех с половиной часов.
Основная проблема, с которой столкнулись чиновники, — это нежелание водителей платить: для этого они завешивают часть номера тряпкой или бумагой, ездят на транзитниках, делают номер нечитаемым.
Делается это для того, чтобы автомобиль не смог идентифицировать мобильный комплекс фиксации правонарушений (паркон): курсирующий по городу автомобиль с камерой автоматически считывает номера нарушителей, передает данные в ГИБДД, после чего не оплатившему стоянку автомобилисту выписывается штраф в 2,5 тыс. рублей.
Чиновники рассказали и о том, как будут бороться с теми, кто не просто завешивает часть госномера, а вовсе будет парковаться в платной зоне без него. По словам генерального директора ГКУ «Администратор московского парковочного пространства» Игоря Кузнецова,
за машины без номеров, оставленные на московских парковках, будут штрафовать на 5 тыс. рублей или эвакуировать транспортное средство (также штраф плюс оплата эвакуации в 5 тыс. рублей).
Подобная норма появилась в Кодексе об административных правонарушениях Москвы (КоАП) еще в ноябре прошлого года, но на практике она начнет применяться только с начала лета, с появлением велопатрулей и пеших сотрудников департамента, вооруженных ручными камерами фиксации нарушений, — всего их будет сто. Сейчас наказывать владельца такого автомобиля просто некому, так как паркон не может выписать ему штраф.
Между тем в преддверии расширения зоны парковки и введения новых штрафов возникли серьезные вопросы к городским чиновникам у правозащитников. В частности, активист движения «синие ведерки» Петр Шкуматов считает, что штраф в пять тысяч рублей за стоянку машины без номеров создаст немало проблем добросовестным автомобилистам. Речь идет о том, что по закону покупатели новых машин до постановки на учет в ГИБДД имеют право в течение 10 дней (до недавнего времени этот срок ограничивался пятью сутками – «Газета.Ru») ездить без каких-либо регистрационных знаков. Таким образом, владелец такой машины, не имея возможности заплатить за парковку, может быть необоснованно подвергнут штрафным санкциям.
«Штрафовать или эвакуировать припаркованную без номеров машину запрещено, потому что городские власти не предоставили возможности владельцу такой машины заплатить за парковку», — уверен Шкуматов.
Эксперт напоминает, что при оплате парковки, независимо от способа платежа, необходимо вводить номер автомобиля, а те, у кого госномера нет, оплатить стоянку не смогут при всем желании.
Президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин считает, что, в случае наказания владельца нового автомобиля, тот сможет обжаловать решение в ГИБДД и добиться отмены взыскания. «Владельцу придется ехать с жалобой в ГИБДД и доказывать, что он ничего не нарушал, — говорит эксперт. – Шансы на удовлетворение такой жалобы очень высоки».
Травин отметил, что, в случае фиксации нарушения, эвакуация и штраф в пять тысяч рублей должны применяться совместно, а не по отдельности. «Вообще вопрос эвакуации регулируется федеральным законодательством, и придумывать тут что-то свое московские власти не имеют права», — отметил эксперт.
По мнению эксперта, массовое явление, когда автомобилисты заклеивают собственные номера, означает не то, что им жалко оплатить стоянку, а то, что они не понимают, за что именно платят. «Объясните людям, куда идут деньги, и тогда автовладельцы, видя, что они идут на благое дело, начнут платить с большим удовольствием и даже требовать повышения тарифов», — уверен Травин.
Между тем в самом ГКУ «Администратор московского парковочного пространства» уверяют, что добросовестным автомобилистам бояться нечего и штрафы при отсутствии номеров им не грозят.
«Да, такая проблема есть — мы это понимаем и будем подстраиваться, — рассказали «Газете.Ru» в пресс-службе ведомства. — Мы предусмотрели механизм, который позволит защитить от санкций владельцев новых машин.
Они имеют полное право находиться на платной стоянке и не бояться, что их как-то накажут. Более того, по сути, парковка для них окажется бесплатной.
Наши инспекторы будут считывать VIN-код машины и пробивать его через специальную базу ГИБДД. В этом случае сразу станет ясно, что это за машина, когда она была зарегистрирована. Таким образом, если окажется, что машина имеет право ездить без номера, то все в порядке. Добросовестный водитель, если все-таки хочет заплатить за стоянку, может просто ввести номер другой машины. Если же окажется, что владелец умышленно скрывает номера, то последует наказание».
В ведомстве отметили, что, в случае несогласия с решением парковщиков, автовладелец сможет обжаловать штраф в специальной службе и, прислав подтверждающие его правоту материалы, добиться аннулирования взыскания. «Перед вынесением административного постановления и эвакуацией все будет тщательно проверяться и любые сомнения будут трактоваться в пользу автовладельца», — отметила собеседник «Газеты.Ru».
Кроме того, в ГКУ отметили, что приборы для считывания номеров появятся у инспекторов чуть позже, а пока, с 1 июня, они будут выступать в качестве консультантов для автомобилистов. «Они будут смотреть, кто как стоит, есть или нет нарушения, но пока не смогут привлекать кого-то к ответственности», — отметили в пресс-службе.