С января по апрель этого года ГИБДД зафиксировала 45 794 серьезные аварии, что на 6,4% меньше, чем за первые четыре месяца 2012 года. В этих ДТП погиб 5751 (–8,5%) человек, еще 58 807 (–6%) пострадали.
Небольшое улучшения ситуации в целом наблюдается в большинстве регионов, при этом количество автокатастроф и погибших в ДТП по-прежнему крайне велико.
Так, в Москве с января по апрель число серьезных ДТП снизилось на 12,4% (3043 ДТП), а количество пострадавших в них на 12,7% (3524). Правда, количество жертв в этих авариях выросло на 11,4%, составив 215 человек.
В Подмосковье количество аварий с пострадавшими в сравнении с аналогичным периодом уменьшилось на 9,8% (1999 ДТП), числоо погибших — на 22,8% (304), а число раненых — на 10,8% (2565). Снижение числа автопроисшествий удалось добиться с начала года в Карелии, Костромской и Омской областях. Там по всем трем основным показателям наметилось снижение на уровне 20–30%.
Однако есть регионы, где ситуация прямо противоположная. Заметно ухудшилась ситуация на дорогах юга страны. Так, в Волгоградской области число аварий выросло на 8,3% (662 ДТИП), число пострадавших на 5,9% (832 человека), а число погибших сразу на 57,5% (126 человек). Ухудшилась статистика по всем показателям также в Краснодарском крае и Астраханской области. Почти вдвое (78,6%) увеличилось число погибших в ДТП в Карачаево-Черкесии, а в Северной Осетии почти наполовину выросло количество тяжелых аварий и пострадавших в них.
«Статистика ГИБДД — вещь довольно субъективная, и я ей не очень доверяю, — комментирует данные Госавтоинспекции автоюрист Кирилл Форманчук. — Они ведь не учитывают огромное количество мелких аварий на прилегающих территориях, парковках, где люди тоже часто получают травмы и повреждения. Только в моем родном Екатеринбурге таких ДТП происходит около 120 в день, а в год это уже почти пять тысяч. А сколько всего этого по стране».
Для сравнения, в Москве небольших аварий происходит около двух тысяч за сутки.
По мнению юриста, судебная статистика в этом плане более объективна. «Она как раз показывает, что и число административных наказаний, и количество лишенных водительских прав только растет, — продолжает эксперт. — И это не удивительно. С чего вдруг люди меньше начнут нарушать, если в стране нет никакой четкой и понятной программы по снижению аварийности и улучшению ситуации в области безопасности дорожного движений. Вернее, она есть, миллиарды на нее исправно выделяются, но рядовые водители ее действие никак не ощущают, и реальное количество нарушений только растет, достаточно посмотреть, как у нас водят».
Пока законодатели думают, как ужесточить наказание за пьяную езду, заметно меньше в стране стало ДТП с участием нетрезвых водителей. За первые четыре месяца их число снизилось на 9,9% (2318 ДТП), количество погибших в этих авариях уменьшилось на 4,3% (380), а раненых на 11,4% (3391).
В столице в ДТП с пьяными водителями за четыре месяца погибли 10 человек, еще 92 пострадали. Ситуация в Подмосковье и Санкт-Петербурге почти не отличается от картины прошлого года. Больше всего за этот период (17 человек) из-за нетрезвых автомобилистов погибло в Красноярском крае и в Свердловской области (16). На этом фоне выделяются кавказские республики, где традиционно среди мусульманского населения употребление алкоголя невелико. За четыре месяца этого года во всех шести республиках Северного Кавказа погибло из-за пьяных водителей всего 12 человек, притом что число обычных аварий в этих регионах достаточно велико.
По мнению Форманчука, самое низкое число пьяных водителей за рулем наблюдалось, когда в стране действовала норма о максимально возможном количестве алкоголя в крови. «Когда были промилле, люди, как ни странно, меньше садились за руль пьяными», — добавил он.
Число аварий, спровоцированных пешеходами, снизилось на 10,2% — 7157 ДТП, в которых погибли 1112 человек (–10,1%), еще 6339 (–10%) пострадали. Как и в случае с пьяными водителями, на общем фоне выделяется регионы Северного Кавказа, где на этот раз картина заметно хуже общероссийской. Во всех республиках региона статистика аварийности, погибших и пострадавших в таких авариях заметно выросла. А вот в Москве, Подмосковье и Санкт-Петербурге по всем трем показателям наметилось тенденция к снижению.
Общее число аварий с участием детей снизилось на 5,1% (4263). В них погибли 138 человек (–26,2%), еще 4511 (–3,7%) пострадали. Здесь ситуация по регионам неоднородна: если в Москве и Подмосковье количество таких ДТП снизилось, то, к примеру, в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, напротив, возросло.
ГИБДД фиксирует увеличение количество аварий, произошедших из-за некачественных дорог.
Рост таких ДТП за первые четыре месяца составил 3,5% (14 281). В этих авариях погибли 1913 человек (–9,5%), а пострадали 18 544 (+3,5%). Примечательно, что одним из лидеров роста в этой категории стала Москва, где дороги считаются едва ли не лучшими в стране. С января по апрель число таких аварий выросло на 4,7% (560), погибших в них на 51,4% (56), а пострадавших — на 2,3% (634).
Кроме того, за четыре месяца заметно выросло число серьезных аварий, совершенных с участием машин, скрывшихся с места ДТП. Госавтоинспекция с января по апрель зафиксировала 2416 таких случая (+23,8%), в которых погибли 160 человек (–5,3), а еще 2332 пострадали (+26,8%).
На фоне других стран статистика аварийности в России выглядит ужасающей. Так, в США в прошлом году на дорогах погибли 34 тысяч человек, а в России — 28 тысяч.
При этом автопарк США примерно в шесть раз выше (300 млн в США против 50 млн машин в России). По сравнению с европейскими странами разница в количестве жертв еще больше. В общей сложности ежегодно в мире в ДТП гибнет около 1,5 млн человек.