Мало кто знает, откуда родом Лист или Бетховен, но где родился Моцарт, известно абсолютно всем — в Зальцбурге. Это самый музыкальный город в мире. Даже магнитики посвящены только двум темам — Моцарту и фильму «Звуки музыки». И никто уже не вспоминает, что город обязан своим рождением и названием находящимся поблизости соляным копям. На три весенних дня музыкальная составляющая увеличилась на европейский финал по автозвуку. Кстати, на следующий год финал будет проводиться в Лейпциге, самым знаменитым жителем которого был Иоганн Себастьян Бах. Многие склонны считать его родоначальником рока.
Автозвук — это хобби, захватывает человека целиком, хотя не приносит ни денег (скорее отнимает), ни славы (лишь в очень узком кругу).
Более того, если тюнинговый автомобиль видно сразу по обвесам и аэрографии, а кому не видно, тому хорошо слышно по расточенному глушителю, то здесь все таится внутри. Никто из соседей по пробке даже не подозревает, что стоит рядом с чемпионом России по автозвуку, в машину которого вложены сотни тысяч рублей. Да и те счастливчики, кому доведется оказаться внутри, вряд ли смогут понять все тонкости миллиметровой настройки колонок и выбора материала обшивки. Но любой человек, даже если медведь не просто наступил ему на ухо, а топтался на нем полдня, услышит музыку. Главное, чего добиваются участники, это максимальная реалистичность звучания. Ты слышишь песню так, что за лобовым стеклом появляются улыбающиеся джазмены или сосредоточенные японские барабанщики. Ты можешь различить, когда вступает вторая скрипка и фагот сменяет флейту, ты понимаешь, где на сцене стоит певец и откуда кричит восторженный поклонник. А главное — ты слышишь музыку так, как будто ее играют вживую, прямо у тебя на капоте, в левой двери, бардачке и распредвале. Везде!
Но если на взгляд, вернее, на слух любителя все машины одинаково прекрасны, то судьи слышат мельчайшие нюансы, позволяющие выбрать лучшего из лучших. Что, конечно, не отменяет подозрений в предвзятости. В этом году впервые были изменены правила судейства. Теперь они не объясняют своих решений, а о результатах участники узнают лишь в конце. Криков «судью на мыло» от этого меньше не стало. Автомобили соревнуются в нескольких категориях: SQ (Sound Quality), MM (Multimedia), ESPL (EMMA Sound Pressure Level) и автозвуковое «троеборье» EMMA-Racing.
При внешнем спокойствии страсти накалены до предела. Иногда пахнет жареным в буквальном смысле этого слова.
У российского участника Николая Тарана на замерах ESPL сгорели два сабвуфера. Great Wall Wingle дымился, но все равно показал вполне приличный результат — 147 децибелов при закрытых дверях, что принесло ему второе место в «давильном» классе ESPL Expert Unlimited.
В этом году появился новый формат соревнований — ESQL, самый зрелищный из существующих. Судят по обычному SQ-диску, но слушают его не внутри машины, а с расстояния пяти метров. Параллельно проводят замеры звукового давления и оценивают шоу-программу. Соревнования по автозуку впервые появились в США, где больше всего любят чем-нибудь помериться. Но увлечение оказалось заразным, и вот уже во всех европейских странах появились свои фанаты этого дела. Теперь увлечение докатилось до Азии, где и был придуман новый формат ESQL. В нем также выступал Николай Таран, но до призовых мест не добрался. Собственные соревнования по автозвуку проходят и в России — ближайшие состоятся в Москве в выставочном центре «Крокус Экспо» в рамках «Московского тюнинг-шоу» 28 и 29 апреля. Российские соревнования также предусматривают такие номинации, как «Качество звучания», «Мультимедиа», «EMMA Тюнинг» и EMMA-Racing.
В Зальцбурге самой выигрышной для россиян стала категория Multimedia: чемпионские кубки во всех трех классах уехали в Россию, а в самом старшем классе MM Expert — и вице-чемпионский тоже. Это был триумф сочинской команды Faborus. В категории SQ Россия завоевала шесть кубков. Еще три медали принесли члены команды «Team Pioneer Россия». Это объединенная европейская команда энтузиастов, использующая компоненты Pioneer в автомобиле. По результатам соревнований российская команда заняла два призовых места в категории «SQ Эксперт»: второе место у автомобиля капитана команды Виктора Иванова, бронза у автомобиля Сергея Дерябина. При этом второе место в сложном классе Expert-6000 (стоимость оборудования не должна превышать €6000) досталась KIA Mohave. Машина должна была лишь таскать прицеп с демокаром на базе «PT Cruiser Авто», а в результате сама стала чемпионом. Еще одно серебро в категории «Mультимедиа Эксперт» завоевал Сергей Дубинин. Отдельно стоит упомянуть автомобиль Виктора Шкенделя, который был отмечен жюри специальным кубком «За волю к победе». За 60 км до Зальцбурга Opel Astra попал в аварию, и вместо соревнований машине пришлось эвакуироваться в автосервис.
Машины в соревнованиях самые разные — от скромного Opel до Mercedes Brabus, от спорткара с обвесами до грузовичка Peugeot Partner.
Внешний вид на данных соревнованиях значения не имеет. Но когда люди так увлеченно ковыряются в машине, то как-то само собой на ней появляется аэрография. На левом боку Hyundai Tucson из Твери разливается северное сияние, а правый пронзают молнии. Их перерисовывали 15 раз, с гордостью говорит хозяин, пока получилось так реалистично. Иногда бывает смешно: вдруг в багажнике обнаруживается группа гномиков, играющих на музыкальных инструментах, или полноценная диджейская установка.
Но не звуком единым живут участники соревнований. Каждая команда должна провести небольшую презентацию и угостить (напоить) чем-то национальным. Причем если в прошлом году этот пункт был исключительно добровольным, то на этот раз он уже стал обязательной частью программы. Русская команда выступила с русским же размахом: водка, горы блинов с икрой и старый советский гимн на весь зал. На этом фоне англичане с традиционными булочками и чаем с молоком выглядели бледно. Немцы поили пивом, но кормили странным на вкус русского человека мясным хлебом. Победа была уже почти за нами, но тут выступили итальянцы с литрами красного вина, пастой, колбасой, сыром, сладостями. Дольче вита оказалась вне конкуренции.