В пятницу на совещании с руководством МВД глава ведомства Владимир Колокольцев дал предельно жесткую оценку разоблаченной накануне преступной группе из числа сотрудников ГИБДД, которая занималась торговлей водительскими удостоверениями, подыскивая клиентов в интернете. Не обошлось без громких отставок в управлении ГИБДД по Москве.
«С учетом вскрытой в Москве коррупционной схемы продажи водительских удостоверений, я принял решение об увольнении из органов внутренних дел заместителя начальника управления ГИБДД Москвы Михаила Мартюшева, — заявил Колокольцев. — Его непосредственному руководителю — начальнику управления генералу Ильину — объявляю неполное служебное соответствие».
В случае если подобные факты в столичной Гоставоинспекции повторятся, министр пообещал уволить уже самого Ильина.
Полковник полиции Мартюшев занял должность замглавы ГИБДД Москвы в июле 2011 года и курировал в ведомстве регистрационно-экзаменационную деятельность. Примечательно, что в Госавтоинспекцию 53-летний полковник пришел только в возрасте 39 лет, заняв должность старшего госинспектора ГАИ в Ярославской области. Именно оттуда в январе 2011-го был переведен в Москву и сам Александр Ильин. До своего назначения в столицу он 13 с половиной лет возглавлял ГИБДД Ярославской области.
Громкие разоблачения в ГИБДД Москвы произошли в четверг, когда сотрудники Управления собственной безопасности МВД, а также следователи СКР пришли с обысками в здание управления, а также в несколько автошкол. Оказалось, что в столице действовала преступная группа в составе более чем 20 человек, которая занималась торговлей водительскими правами. Чтобы стать обладателем документа без прохождения обучения в автошколе и медсправки, любой желающий мог заплатить порядка 28 тысяч рублей. Оказалось, что в группу входили и четверо сотрудников ГИБДД — двое инспекторов межрайонного отдела государственного технического осмотра и регистрационно-экзаменационной работы № 3, а также двое сотрудников специализированных батальонов ДПС. Только в Восточном округе столицы гаишники незаконно выдали сотни водительских удостоверений.
Источник в СКР сообщил «Газете.Ru» в пятницу, что на данный момент задержаны пять членов группировки.
«Это четыре сотрудника ГИБДД и житель Москвы Александр Соловьев, который считается ее организатором, — рассказал источник. — В субботу мы будем ходатайствовать об их аресте в Басманном суде Москвы».
Выступая на совещании, Колокольцев рассказал новые подробности того, как действовали продавцы водительских удостоверений.
«Предварительно установлено, что ежемесячно незаконными услугами пользовались не менее ста человек, стоимость одного водительского удостоверения категории В составляла 28 тысяч рублей, а доход группы составлял от 3 млн рублей в месяц», — сообщил министр.
Оказалось, что злоумышленники, чтобы не запутаться в личных делах потенциальных водителей, использовали оригинальный способ, чтобы различать их.
«Одна цветная скрепка свидетельствовала о том, что человек заплатил 10 тысяч рублей и должен сдать экзамен, две цветные скрепки — должен сдать, так как это указание руководства, одна металлическая — сдает сам и с первого раза этого сделать не должен,
— рассказал Колокольцев. — В среднем за смену в два рабочих дня инспектор получал незаконный доход от 40 тысяч рублей, а руководители — от 70 тысяч».
«Это о какой справедливости может идти речь? Это так мы боремся с нарушениями дисциплины на дорогах? А вы не думаете о том, что ваши родственники могут попасть под колеса машины, за рулем которой будет сидеть вот такой горе-водитель с купленными правами?» — негодовал министр, обращаясь к подчиненным.
Он потребовал от главы столичной полиции Анатолия Якунина навести порядок в ГИБДД. «Эта задача сегодня является для нас первоочередной, и мы должны ее выполнить, руководители органов внутренних дел субъектов, которые не смогут изменить ситуацию, будут наказаны в дисциплинарном порядке вплоть до увольнения», — подчеркнул Колокольцев.
После критики со стороны Колокольцева, в московской полиции решили изменить систему подготовки водителей и выдачи им прав. Анатолий Якунин, выступая на заседании общественного совета при ГУ МВД, также распорядился провести служебную проверку в управлении ГИБДД столицы.
«Это происшествие стало последней каплей в чаше терпения наших граждан и руководства. Каждый год мы теряем 30 тысяч граждан в авариях, более 300 тысяч получают травмы, не говоря уже о материальном ущербе», – подчеркнул Якунин.
По его мнению, высокая степень аварийности вызвана, в том числе, и низким уровнем подготовки в автошколах, а также недобросовестной работой экзаменационных подразделений ГИБДД.
Якунин обратился к членам общественного совета с просьбой сообщать руководству московской полиции о выявленных проблемах в работе Госавтоинспекции, добавив, что готов принимать организационные и кадровые меры.
«Права всегда можно было купить, — рассказывает «Газете.Ru» экс-сотрудник ГИБДД Москвы Вадим Смирнов. — Но, как правило, это все делалось либо через знакомых в ГИБДД, либо через инструкторов автошкол, которые тесно общаются с гаишниками.
Cейчас же, судя по всему, вообще кое-кто страх потерял, раз совершенно в открытую в интернете таким занимается. Это откровенная наглость».
По мнению собеседника «Газеты.Ru», чтобы бороться с коррупцией в ГИБДД, нужно кардинально улучшать условия сотрудникам. «Да, сейчас зарплату подняли, но эти 40—50 тысяч по московским меркам — деньги, прямо скажем, небольшие, — рассказывает он. — Но требовать за это тоже стали больше, поэтому многие и уходят. Меня вот тоже сократили, и я не жалею. Денег не меньше, но жизнь куда спокойнее. Мне мои бывшие коллеги, кто тоже ушел или уже на пенсии, прямо говорят: нам этот геморрой за такие деньги не нужен. В той же Америке у полицейских отличный социальный пакет, зарплата достойная, им есть что терять в случае чего. А у нас что? Раньше в ГИБДД Москвы было много москвичей, а сейчас полно приезжих из других регионов. Жилья своего у них нет, а как-то зацепиться в столице хочется. Понятно, что квартиру на зарплату полицейского не купишь, вот и крутятся там, кому как совесть позволяет».
По словам Смирнова, сейчас сотрудник ГИБДД в Москве может потерять работу в любой момент. «Я даже не про Мартюшева, которого уволили за проступки подчиненных. Это, в принципе, нормальная практика, даже при том, что он вряд ли лично имеет какое-то отношение к этим схемам, - говорит Смирнов. — А вот рядового инспектора могут уволить вообще ни за что. Остановил не того — и до свидания. Когда я работал, то видел много таких случаев. Один мой коллега долго гонялся за пьяным дипломатом и в итоге получил четыре года колонии. Может, он и задержал его жестко, но ведь человек представлял реальную опасность на дороге. Случаев, когда тормозишь кого-то, а потом из-за связей этих людей у тебя самого появляются проблемы, довольно много».
Официальный представитель СКР Владимир Маркин рассказал, что торговля правами процветает и в других регионах. «Например, в Пермском крае сотрудники ГИБДД незаконно выдали более 200 водительских удостоверений, в Воронежской области — порядка 300, а в Забайкальском крае сам начальник краевого ГИБДД Сергей Уханов вообще поставил на поток выдачу водительских прав, — сообщил Маркин. — Именно поэтому СКР намерен тщательно расследовать каждый отдельный факт незаконного получения водительских прав. Что касается московского случая, то следователи намерены провести тотальную проверку выдачи водительских прав за весь этот период и в дальнейшем уделять самое пристальное внимание подобным случаям».
О том, что выданные с нарушением закона права после проверки могут быть аннулированы, также заявили и представители МВД.