Инцидент произошел в ночь со вторника на среду на севере Москвы. «На Онежской улице полицейские, находившиеся на своем маршруте патрулирования, заметили автомобиль Hyundai Solaris, который двигался без госномеров, — рассказали «Газете.Ru» в пресс-службе УВД Северного округа. — Вдобавок машина явно нарушала правила дорожного движения, выезжая на встречную полосу. На требования полицейских остановиться водитель никак не реагировал».
К преследованию нарушителя подключились еще несколько экипажей, которые решили остановить водителя корейской иномарки с помощью «живого щита». «Его смогли заблокировать у дома № 3 по Солнечногорской улице, — добавили в ведомстве. — За рулем машины оказался 24-летний житель Рязанской области. Он не сопротивлялся, и сотрудники оформили его как положено. Медосвидетельстование показало у него 0,5 промилле алкоголя».
В ведомстве добавили, что стражи порядка подставили под удар автомобили Ford Focus, которые значительных повреждений не получили.
В 2010 году нарушителя уже лишали водительских прав по п. 1 ст. 12.8 КоАП (управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения). В пресс-службе не уточнили меру наказания за предыдущее нарушение, но отметили, что водитель Hyundai не имел права садиться за руль. «В отношении него были составлены два протокола об административных правонарушениях, — добавили в пресс-службе. — Один — за пьяную езду, другой — за управление автомобилем лицом, лишенным права управления транспортным средством».
Наказание нарушителю в ближайшее время определит мировой суд. Помимо лишения прав за езду в нетрезвом состоянии на срок от полутора до двух лет ему грозит штраф в 5 тысяч рублей за то, что сел за руль, будучи лишенным прав.
Замглавы ГИБДД России Владимир Кузин пояснил «Газете.Ru», что вопрос применения сотрудниками ДПС собственных автомобилей в качестве «живого щита» российским законодательством четко не урегулирован.
«Инспектор обязан пресекать преступление или правонарушение — это обязанность сотрудника полиции,
— сказал Кузин. — Для этого используются необходимые средства: вооружение, спецсредства, физическая сила, а также транспортные средства, но как — этот вопрос не урегулирован». Что касается возмещения ущерба за разбитые машины, то это уже вопрос гражданского производства — через суд, добавил Владимир Кузин.
Это уже не первый инцидент в Москве, когда полицейские пытаются остановить нарушителей, преградив им путь другими машинами.
Один из самых громких эпизодов с выставлением «живого щита» произошел 5 марта 2010 года. Однако тогда инспекторы ДПС, пытаясь задержать на МКАД преследуемых ими борсеточников на Audi, начали останавливать обычных водителей и организовали заслон из гражданских автомобилей. В итоге Audi протаранила «живой щит» и поехала дальше. Борсеточников удалось задержать только через несколько дней. В ГИБДД сначала категорически отрицали, что инспекторы организовали «живой щит» из машин проезжавших автомобилистов. Они уверяли, что лишь хотели «искусственную создать пробку» и таким образом задержать преступников.
Однако после резонанса, который инцидент получил в СМИ, столичная ГИБДД и ГУВД Москвы изменили свою позицию.
Начальник столичного главка Владимир Колокольцев лично принес водителям, невольно ставших участниками «щита» свои извинения, а их машины отремонтировали за государственный счет.
В итоге командир первого специализированного полка ДПС подполковник милиции Александр Козлов был освобожден от должности. Впрочем, впоследствии оказалось, что Козлов успешно прошел аттестацию и даже был повышен в должности. Кроме того, по итогам того инцидента начальнику УГИБДД ГУВД по Москве генерал-майору милиции Сергею Казанцеву объявили строгий выговор. Инспектор ДПС Олег Соколов, который организовал «живой щит», был в конце ноября 2010 года осужден на один год колонии поселения.
Еще один похожий эпизод произошел на 74-м километре МКАД 5 апреля прошлого года. Тогда, чтобы остановить пьяную 26-летнюю девушку, мчавшуюся на огромной скорости на своем «Мерседесе», полицейские вновь решили организовать «живой щит». Инспектор ДПС с жезлом в руках затормозил все ряды и приказал водителям оставаться на своих местах. При этом служебный автомобиль ДПС с включенными проблесковыми маячками, но без работающей сирены, заблокировал дорогу, разъезжая туда-сюда перпендикулярно направлению движения. Однако нетрезвая девушка не сумела вовремя затормозить и на огромной скорости протаранила стоявшие в качестве щита автомобили.
В общей сложности серьезные повреждения получили шесть машин, включая автомобиль ДПС. Кроме того, двое автомобилистов получили серьезные травмы и были госпитализированы.
По сообщениям очевидцев, уже через 10 минут после ДТП на место съехалось полицейское начальство — в общей сложности очевидцы наблюдали около 20 полицейских машин. Несмотря на то что скрыть факт создания «живого щита» у полиции не получилось и информацию о ДТП даже была опубликована на официальном сайте, о каком-то наказании организаторов «щита» на этот раз ничего не сообщалось.
Аналогичная история в конце декабря 2012 года произошла в Екатеринбурге. Тогда при организации «живого щита» пострадали два гражданских автомобиля, хотя в ГИБДД признавать этот факт явно не хотели. Несмотря на это, глава ГИБДД Свердловской области Юрий Демин раскритиковал действия трех своих подчиненных и в январе этого года они был уволены.