Мировой суд прекратил рассмотрение уголовного дела об избиении пенсионерок Аллы и Валентины Павловых протодьяконом Сергеем Фрунзой. Как стало известно «Газете.Ru», судья судебного участка №13 Всеволожского района Ленинградской области Оксана Черномордова решила, что уголовное преследование Фрунзы согласно нормам уголовно-процессуального кодекса (УПК) невозможно.
Осенью прошлого года потерпевшие написали заявление в 128-й отдел полиции Всеволожска. Там провели проверку и решили, что речь идет о частном обвинении. Поэтому Павловым отказали в возбуждении уголовного дела и посоветовали обратиться в суд, что они и сделали. Однако полицейское постановление об отказе в возбуждении дела до сих пор имеет значение. Поэтому мировой суд был вынужден прекратить слушания, пока документ из полиции не отменит прокуратура.
Стычка между женщинами и священнослужителем произошла в полдень 2 сентября 2012 года во Всеволожске, в микрорайоне Бернгардовка (Христиновский проспект). Фрунза был за рулем Hyundai Getz и поворачивал с парковки у магазина «Мера». При этом он не пропустил Volvo 740, двигавшийся по главной дороге, которым управляла 60-летняя Валентина Павлова, вместе с ней в машине была ее 66-летняя сестра Алла Павлова. Валентине удалось затормозить буквально впритык к малолитражке, она вышла из машины, постучала в закрытое окно Getz и спросила: «Что ты творишь?»
Мужчина за рулем ответил: «Сейчас узнаешь!» Он вышел из салона и ударил кулаком в лицо Валентину Павлову, а потом и Аллу, которая пыталась заступиться за сестру.
«Я не ожидала, что он меня стукнет, — рассказывала Алла Павлова. — От удара я влетела обратно в машину, стала отбиваться ногами». Фрунза сел в автомобиль и уехал.
Женщины получили травмы головы, сотрясение мозга. Валентине Павловой пришлось зашивать губу. Вечером к дьякону пришли их сыновья. «Ну что ж сделаешь, вот такой вот я», — ответил им на претензии Фрунза. Впоследствии он утверждал, что пострадавшие сами набросились на него, били в стекло его машины, ударили ладонью в лицо и пытались отобрать ключи от машины. При этом своим коллегам по церкви дьякон заявил, что в него «вселился бес».
Сестры Павловы обратились в полицию. После проверки стражи порядка заявили, что речь идет о частном обвинении (полиции такие дела неподследственны по УПК) и отказали в уголовном преследовании. Дело было возбуждено мировым судом Всеволожска по статьям 116, ч. 1«Побои» и 115, ч. 1 «Причинение легкого вреда здоровью». Максимальное наказание — арест на 4 месяца или 1 год исправительных работ. Процесс начался в декабре прошлого года. Еще два заседания состоялись в январе и феврале. После этого дело было прекращено по процессуальным основаниям.
«Судьей было принято решение о прекращении дела по процессуальным основаниям, — сказал Газете.Ru адвокат Андрей Хорев, — В материалах, представленных суду, имелось ранее вынесенное постановление полиции об отказе в возбуждении уголовного дела в связи с тем, что оно относится к обвинению частного порядка. Я подал ходатайство об отмене прокуратурой этого постановления. Думаю, уже в апреле процесс возобновится».
По словам Хорева, судья руководствовалась п. 5 ст. 27 УПК, по которой уголовное преследование прекращается, «если в отношении подозреваемого или обвиняемого «имеется неотмененное постановление органа дознания, следователя или прокурора об отказе в возбуждении уголовного дела».
«Мы уже практически дошли до прений, — говорит адвокат. — Теперь начнем заново со стадии предварительного следствия. Если постановление полиции не отменить, то обвиняемый может обжаловать решение суда и выиграть дело. В России таких случаев становится все больше, практика распространилась, хотя раньше юристы не часто обращали внимание на ст. 27 УПК».
Дело было прекращено судом еще 4 февраля, но прокуратура Всеволожского района не торопится отменять постановление полицейских дознавателей.
В судебном участке №13 не смогли пояснить «Газете.Ru», из-за чего затягивается дело, посоветовав «обратиться к юристам». Адвокат сообщил, что ходатайство в прокуратуру слишком долго шло по почте.
Сами потерпевшие считают, что дело затягивается из-за бюрократической судебно-правовой машины. «Неужели полиция и прокуратура между собой не могут договориться? — сетуют потерпевшие, — Уже полгода, как длится разбирательство».
Но бросать дело женщины не собираются. Алла Павлова сказала «Газете.Ru», что она и сестра будут стоять на своем до конца: виновный должен быть наказан.
По ее словам, Фрунза уже предлагал им 400 тысяч рублей, чтобы те отказались от обвинения в суде. Они не согласились.
«Нам не нужны его деньги, — говорит Алла Павлова, — Мы хотим, чтоб его наказали, как он того заслуживает. Как можно ударить женщину по лицу? Когда это все произошло, 2 сентября, он ходил гоголем, говорил: да вызывайте кого хотите, мне ничего за это не будет. Пусть теперь метлой улицы хотя бы пометет после суда».
Мнение Сергея Фрунзы узнать не удалось, от общения с прессой он отказывается.
Алла и Валентина Павлова сейчас на пенсии, они инженеры, окончили ЛЭТИ и Авиаприборостроительный институт. В Бернгардовке они живут около 60 лет. Алла Павлова говорит, что она неверующая, а после инцидента ей и вовсе сложно поверить священникам: «Так получилось, отец и мать были неверующие, а еще этот случай…»
34-летний Сергей Фрунза — протодьякон петербургского храма Святых Апостолов Петра и Павла при Медицинской академии им. Мечникова, солист хора духовенства Петербургской митрополии. Он уроженец Молдавии, вырос в православной семье. «У него голос от Бога» — говорят знающие Фрунзу священнослужители.
Ныне он временно отстранен от служения. Дисциплинарная комиссия Санкт-Петербургской епархии ждет решения мирового суда, на основе которого и сделает вывод, может ли протодьякон служить и дальше.
«Свое решение комиссия предоставит владыке, митрополиту Владимиру. Его слово станет решающим», — сказал «Газете.Ru» собеседник, близкий к высокопоставленным клирикам епархии.