Власти планировали построить новую магистраль Пулково—Стрельна еще в начале 2000-х годов. Однако затем от этих планов отказались. Теперь проект, похоже, подняли из архива. По данным интернет-издания «Фонтанка.Ru», правительство России намерено потратить на проект 1,4 млрд рублей. ВИП-шоссе пройдет от взлетно-посадочной полосы аэропорта Пулково через поля совхоза «Предпортовый», Кольцевую дорогу и часть Волхонского шоссе к Константиновскому дворцу.
На пересечении КАД и новой дороги придется строить развязку. По ширине трасса будет равна полутора полосам обычной дороги – 5,5 метра. Длина маршрута пока неизвестна. Правительственные делегации будут добираться из Пулково в Стрельну примерно за 7 минут. По сути, новая трасса впервые свяжет с запада терминалы Пулково и дорожную сеть Петербурга, включая пригородный Петродворцовый район.
На строительство шоссе есть всего шесть месяцев, проект будут реализовывать ударными темпами: саммит является мероприятием стратегического характера, а его оргкомитет возглавляет глава администрации президента Сергей Иванов.
Что будет с автобаном после саммита, пока неясно. Вряд ли власти будут демонтировать дорогу за 1,4 млрд рублей после G20. Но смогут ли ей пользоваться рядовые автолюбители — большой вопрос. Проект будет курировать ФСО, и нет гарантий, что спецслужбы не законсервируют дорогу в целях безопасности. Интересно, что строительство трассы уже сейчас окутано завесой секретности. В Смольном проект не комментируют. На официальном сайте госзакупок информация отсутствует. Люди, профессионально занимающиеся транспортом Петербурга, также не владеют какими-либо данными.
Алексей Палин, председатель профильной комиссии по транспортному комплексу Заксобрания Петербурга, говорит, что пока нет никакой официальной информации о грядущем проекте. «Пока у нас нет никакой информации, что это за дорога, в каком виде она будет, сколько полос… — сказал Палин «Газете.Ru». — Откуда она появилась — непонятно».
Депутат считает, что строительство дороги за полгода вполне по силам:
«Мы же жили в советское время, помним лозунг «Пятилетку — за три года. Тем более неизвестно, что хотят строить, может, бетонку простую… Но всегда сомнительно, когда вкладываются бюджетные деньги в дорогу, которой не сможет пользоваться любой желающий, если она не будет открыта для общего движения».
В Росавтодоре (отвечает за федеральные трассы) и госкомпании «Автодор» (строит трассу Москва--Санкт-Петербург) заявили, что за данный проект отвечают местные, питерские власти.
Высокопоставленный источник, знакомый с ситуацией, подтвердил «Газете.Ru», что проект строительства этой трассы действительно существует. Однако, по его последним данным, власти пока считают приоритетным другой вариант — просто закрыть на время саммита аэропорт Пулково.
На форуме сайта «Проекты Петербурга» горожане уже вовсю обсуждают будущее строительство. Большинство сходится во мнении, что построить ВИП-дорогу за шесть месяцев можно, но ее качество и удобство для рядовых автовладельцев будет сомнительно. «Сроки, конечно, зверские, но, если учесть политическую волю вкупе с ресурсами исполнителя, наверное, возможно». «Без КАДа все равно не обойтись, а это означает перекрытие его участков ФСО». «По мне так, конечно, это сумасбродный бред — гнать отдельную трассу для слуги. У них там совсем разум развеялся — особенно учитывая сроки сдачи».
Старожилы припоминают, что через совхозные поля «Предпортового», где планируется построить ВИП-дорогу, уже проходит грунтовая дорога.
Саммит G20 состоится 5–6 сентября 2013 года в Константиновском дворце Санкт-Петербурга. Там встретятся лидеры государств, министры финансов и главы Центробанков 19 крупнейших национальных экономик и Европейского союза, представители Международного валютного фонда и Всемирного банка. Семь лет назад в Санкт-Петербурге прошла встреча «большой восьмерки». Горожане были недовольны тем, что из-за высокопоставленных гостей им приходилось стоять в пробках. Кроме того, власти закрыли аэропорт Пулково для обычных рейсов.
Возведение «стратегических дорог» в России, как правило, заканчивается грандиозными скандалами.
В прошлом году в Приморье разгорелся скандал вокруг строительства трассы к саммиту АТЭС, который прошел во Владивостоке в сентябре. На дорогу, которая связала аэропорт Владивостока с мостом на остров Русский, было выделено 29 млрд рублей. Однако не успели власти сдать её в эксплуатацию, как один из участков рассыпался после дождя— несколько тонн грунта погребли под собой гаражи. Говорят, что впоследствии дорога осыпалась еще несколько раз.
В 2011 году новая трасса протяженностью 5,4 км, ведущая к инновационному центру Сколково, была построена за 6 млрд рублей по современным технологиям. Её открывали с помпой, на высшем уровне. Однако всего спустя год трасса покрылась трещинами и уже требовала ремонта. Изъяны заметил вице-премьер Игорь Шувалов, который жил тогда недалеко от Сколково и часто ездил по этому участку.
Оба объекта были важными политическими проектами, которые были призваны поддерживать репутацию современной власти и к которым проявлялось повышенное внимание со стороны общественности.