Тяжелое финансовое положение второго по масштабу производителя машин в Европе обусловлено катастрофическим кризисом автомобильного сектора в этой части света. Рынок опустился до рекордно низких за несколько десятков лет показателей, а эксперты считают, что восстановления стоит ждать не раньше 2020 года.
Рекордные потери PSA, превышающие 5 млрд евро, в основном связаны с объявленным ранее списанием 4,7 млрд евро – в компании утверждают, что данная новость не скажется на ее показателях ликвидности. На фоне этих новостей во французских СМИ появились сообщения, что французское государство может частично национализировать PSA из-за затруднительного финансового положения группы. Позже стало известно, что власти Евросоюза одобрили заем на 1,2 млрд евро для PSA под государственные гарантии правительства Франции.
Заметные потери понесло автомобильное подразделение альянса – в 2012 году его потери выросли до 1,5 млрд по сравнению с 92 млн годом ранее. В PSA такую динамику связывают с сокращением производства и давлением на политику ценообразования компании.
Суммарная выручка компании сократилась на 5,2% и достигла 55,4 млрд евро. Операционные потери PSA составили 576 млн евро, тогда как годом ранее компания была в плюсе – тогда прибыль составила 1,09 млрд евро.
Тем не менее за год компании удалось снизить общий объем долга на 211 млн евро (до 3,148 млн евро). Кроме того, экономия PSA за счет сокращения производства достигла отметки в 1,18 млрд евро, что оказалось выше поставленной ранее задачи в 1 млрд евро.
Помимо прочего, в минувшем году альянс PSA запустил в производство успешную модель 208, которая уже стала бестселлером европейского рынка, и договорился о формировании альянса с американским концерном General Motors – компании будут вместе разрабатывать новые модели и делиться платформами, но о совместном производстве речь пока не идет.
Еще одним достижением PSA в 2012 году стало второе место по результатам продаж гибридных моделей в Европе. Впрочем, на европейском рынке данный сегмент пока не играет столь значительной роли, как в США или Японии.
Руководство компании сохраняет оптимизм и говорит о том, что тяжелый 2012 год позволил заложить фундамент для последующего восстановления компании.
«Результаты, которые продемонстрировала группа PSA в 2012 году, отражают тяжелое положение на автомобильном рынке Европы. В этих условиях мы смогли принять непростые, но необходимые меры по реорганизации нашей производственной базы во Франции, — рассказал Филипп Варин, председатель управляющего совета PSA Peugeot Citroen. —
Сегодня мы заложили фундамент для нашего последующего восстановления. Мы будем опираться на фирменный облик наших марок и будем четче разделять их аудиторию. Мы сфокусируемся на наших инвестициях, восстановим нашу прибыльность в Европе и пожнем плоды нашей активности на развивающихся рынках».
«Peugeot получит более современный имидж, — добавил Варин. — В 2013 году позиционирование наших брендов будет поддерживаться 17 премьерами и широкой линейкой нашей текущей продукции». При этом топ-менеджер подчеркнул, что Citroen не станет бюджетным брендом.
Руководство компании в 2012 году было вынуждено принять непопулярное решение о закрытии завода PSA под Парижем и сокращении 17% своего европейского персонала, что составляет около 8 тыс. человек.
Несмотря на общий спад рынка Европы, в 2012 году альянс PSA остался в числе лидеров автомобильных продаж в этой части света – альянс занял второе место и отчитался о 1,4 млн реализованных машин (--12,9%). При этом основной европейский конкурент PSA, занявший первое место концерн Volkswagen, зафиксировал значительно меньшее сокращение спроса на свою продукцию (--1,6%; 2,9 млн машин). Другой французский автогигант, Renault, занял третье место с результатом в 1 млн проданных машин, но сокращение доли компании на рынке Европы оказалось значительно более заметным (--19,1%).
По результатам продаж новых автомобилей в России в 2012 году компания PSA Peugeot Citroen продемонстрировала заметный рост и заняла десятое место – фирме удалось реализовать 77,2 тыс. машин (+7%). Тем не менее в первом месяце 2013 года спрос на машины производства PSA сократился и достиг 3,9 тыс. машин (--16%).
В российском представительстве PSA «Газете.Ru» рассказали, что российский рынок является одним из наиболее важных для компании, а стратегия PSA в данном регионе останется прежней, несмотря на кризис в Европе.
«Одна из основных стратегий группы PSA — это глобализация, перевод бизнеса за пределы Европы. Одна из наших целей – достичь 50% продаж за пределами Европы в 2015 году. При этом самые крупные ставки мы делаем на три макрорегиона: Россия и страны СНГ, Азия и Китай, а также Латинская Америка. Россия является одним из трех приоритетных регионов, и стратегия PSA в этой части света меняться не будет», — рассказал «Газете.Ru» директор по внешним связям и коммуникациям компании PSA Peugeot Citroën Дмитрий Портанский.
«Те планы по расширению присутствия в России, которые были обозначены ранее, останутся. Свое присутствие мы будем расширять как в коммерческом, так и в индустриальном плане, — рассказал Портанский. — Мы продолжим запуск новых моделей, эта активность заметна и на глобальном уровне, но в России в 2013 году мы также предложим несколько новых и очень интересных для рынка моделей. Также мы продолжим расширять дилерскую сеть по всей стране».
«Мы продолжаем развитие производства на совместном заводе с Mitsubishi в Калуге. Через несколько месяцев линейка моделей PSA на этом предприятии пополнится моделью Citroen C4 Sedan. Сейчас там выпускают Peugeot 408, его мелкоузловая сборка началась в России в конце 2012 года», — добавил Портанский.