Общественный центр «За безопасность российских дорог» опубликовал ежегодный рейтинг опасности дорог субъектов РФ. В своем исследовании организация присваивает каждому рассматриваемому субъекту рейтинг, вычисленный по специальной формуле. Чем ниже рейтинг, тем безопаснее регион. Как рассказал «Газете.Ru» директор центра Дмитрий Леонтьев, способ вычисления рейтинга учитывает множество факторов. «Формула включает в себя население региона, протяженность дорог, автопарк региона, количество убитых и раненых в ДТП, сами случаи ДТП, а также выравнивающий коэффициент, с помощью которого регионы с большим населением или автопарком могут опускаться или подниматься в таблице», — пояснил Леонтьев.
Отличниками рейтинга стали Белгородская, Саратовская, Новосибирская области и Удмуртия: в этих субъектах дорожные происшествия из-за плохих дорог происходят реже всего.
По данным организации, Белгородская область стабильно демонстрирует высокий уровень дорожной безопасности (из-за разбитых дорог в регионе погибли 65 человек), а хороший результат в Саратове (82 погибших) обусловлен оперативной и отлаженной системой уборки улиц, благодаря которой удается избегать аварий даже в тяжелых погодных условиях.
В Новосибирской области, где жертвами разбитых дорог стали 37 человек, дороги безопасны из-за стараний местной ГИБДД, которая оперативно вводит усиленный режим службы, вплоть до привлечения патрульных вертолетов, утверждают исследователи. Кроме того, в Новосибирске регулярно штрафуют недобросовестных подрядчиков, которые не следят за состоянием дорог. По данным экспертов, сумма собранных в регионе штрафов достигла 200 млн рублей при общем объеме финансирования в 1,1 млрд.
В свою очередь, нижние строчки рейтинга насчитывают гораздо большее количество регионов
Субъектов с неблагоприятной дорожной обстановкой оказалось в три раза больше, чем безопасных с дорожной точки зрения регионов. В нижней части таблицы оказались Хабаровский, Красноярский край, Тюменская и Владимирская области, а также Санкт-Петербург и Москва с соответствующими областями.
Эксперты организации подчеркивают, что, несмотря на крупный объем финансирования дорожной безопасности (почти 500 млн рублей), прописанный в бюджете Санкт-Петербурга, ситуация в регионе осталась неудовлетворительной: субъект остается одним из самых аварийных в стране. Так, в регионе из-за выбоин и ухабов на дорогах разбились 45 человек и 915 получили ранения.
Кроме того, в организации уверены, что в Тюмени (60 погибших из-за дорог) повышению дорожной безопасности мешает один из самых высоких в стране уровней автомобилизации населения, а власти Владимирской области оказались неспособны победить гололед в регионе, что и стало причиной множества аварий и неутешительного рейтинга субъекта: с 95 погибшими он занимает первое место в антирейтинге.
Глава центра Дмитрий Леонтьев считает, что существуют и другие причины неудовлетворительной оценки дорожной ситуации в ряде российских регионов. «Отдельные регионы получили невысокий рейтинг из-за неэффективной работы коммунальных служб в первый месяц зимы. Атмосферные явления вновь стали стихией для столицы, хотя еще недавно дорожники Москвы с ними прекрасно справлялись. Проблема с гололедом в столице из чисто технической превратилась в административную. Вот уже второй год, отказавшись от прежней отлаженной системы профилактики гололеда, коммунальщики Москвы не в состоянии создать новую столь же эффективную. Итог — хронический паралич дорожной ситуации в снегопад».
Эксперт также отметил успехи отдельных регионов в работе по снижению аварийности. «Другие регионы, такие как Тюменская область, наоборот, делают упор на технические средства повышения безопасности. В Тюмени с помощью навигационной системы отслеживают продолжительность уборки конкретного участка дороги и вычисляют недобросовестных подрядчиков. Также в регионе добились того, что бригады «скорой помощи» сократили время прибытия к месту ДТП до 11 минут в черте города и до 19 минут на федеральных трассах», — рассказал Леонтьев.
Не секрет, что плохое качество дорог в России традиционно является одной из самых распространенных причин ДТП в России.
По статистике ГИБДД, в 2012 году из-за низкого качества дорожного покрытия произошли 42,7 тыс. аварий – более 20% от общего числа ДТП в 2012 году. В таких инцидентах погибли 6,9 тыс. россиян, а еще 54,4 тыс. получили ранения. По сравнению с 2011 годом статистика аварийности из-за плохих дорог почти не изменилась.
Президент ассоциации дорожных научно-исследовательских организаций Олег Скворцов считает, что проблема заключается не в самом качестве дорог, а в качестве дорог с позиции норм, по которым они были спроектированы. «В 1990-е годы был конгресс по геометрическому проектированию в США, и там было заявлено, что каждое третье ДТП могло не произойти или же его последствия были существенно легче, если бы дороги не имели конструктивных недостатков. Это в большей степени относится не к текущему состоянию, а к тому, как дороги были сделаны. Мы проектируем по нормам, утвержденным в 1937 году», — пояснил «Газете.Ru» эксперт. При этом специалист допускает, что плохие дороги, наоборот, могут снизить аварийность в некоторых случаях. «Когда дорога совсем разбита, аварийность падает, поскольку падает скорость. Но есть еще вопросы качества содержания — от этого зависит очень многое: насколько вовремя были приняты меры предупреждения гололеда, например».