Конкурс «Автомобиль года» в Европе проводится с 1964 года. Жюри традиционно включает автомобильных журналистов из крупных европейских журналов. Организацией конкурса в 2012 году занимались такие издания, как британский Autocar, французский L`Automobile Magazine, а также испанский Autopista.
В текущем году жюри насчитывает 58 специалистов из 22 стран Европы, включая Россию, которую представляют газета «Ведомости» и журнал «Авторевю». Первоначальное количество автомобилей-конкурсантов в 2012 году – 32 модели.
Жюри конкурса не ставит перед собой задачу определить победителей в отдельных классах автомобилей. По мнению организаторов «Автомобиля года», лидер должен быть только один.
Тем не менее к участвующим в конкурсе автомобилям предъявляется ряд требований. Машины не должны принадлежать исключительно европейским маркам, но должны при этом продаваться как минимум в пяти странах Европы, причем количество проданных экземпляров должно превысить отметку в 5 тысяч штук.
Критериями, на которые обращают внимание участники жюри, являются: дизайн, комфорт, безопасность, экономичность, управляемость, динамические показатели, функциональность, соответствие экологическим нормам, а также цена и удовольствие от управления машиной.
При этом голосование среди участников жюри является открытым – каждый специалист объясняет выставленные оценки по отдельным критериям.
Правила конкурса предписывают жюри выбрать семь финалистов. В случае ничьей по результатам голосования в финал могут выйти восемь автомобилей, что и случилось в текущем году. Окончательный победитель конкурса будет определен на моторшоу в Женеве, которое откроется 4 марта 2013 года.
Обладателем наибольшего количества побед в истории конкурса является итальянская компания Fiat – ее модели получали награду «Автомобиль года» девять раз.
Следом идут компании Renault и Ford – на их счету шесть и пять побед соответственно.
Наиболее представленными среди финалистов конкурса 2012 года традиционно стали компактные хэтчбеки европейских концернов – Volkswagen Golf, Renault Clio, Mercedes-Benz A-Class, Peugeot 208 и Volvo V40.
Примечательно, что Renault Clio является рекордсменом по количеству наград конкурса – модель становилась лидером уже дважды – в 1991 и 2006 году. В свою очередь, крайне популярный в Европе Volkswagen Golf становился финалистом конкурса шесть раз за всю историю модели, но первое место модели удалось занять лишь однажды – в 1992 году.
Другими финалистами стали компактвэн Ford B-Max, корейский хэтчбек Hyundai i30 и спортивное купе Toyota GT86, также продающееся под названием Subaru BRZ.
В последние два года проведения конкурса первые места заняли автомобили с альтернативными силовыми установками. Так, в 2012 году «Автомобилем года» стал гибрид Chevrolet Volt/Opel Ampera, а годом ранее награду получил электрокар Nissan Leaf. Примечательно, что в 2012 году в число финалистов попали только модели с традиционными силовыми установками.