Мэр Парижа Бертран Деланоэ предложил городскому совету запретить старые автомобили в пределах шоссе A86, которое опоясывает французскую столицу. Такой шаг политик объяснил заботой об экологии и покое горожан: по мнению Деланоэ, старые машины издают слишком много шума.
Как пишет британское издание The Telegraph, в случае принятия новых правил в 2014 году вне закона в Париже окажутся легковые автомобили старше 17 лет, грузовики старше 18 лет и мотоциклы старше 8 лет.
Таким образом, под запрет попадет ряд культовых классических автомобилей, которые ассоциируются с французской автопромышленностью и страной в целом. Среди таких машин особое место занимают модели Citroen 2CV и Renault 4L.
Противники мэра-социалиста из рядов ультраправых заявили о том, что предложенные градоначальником меры откровенно направлены против народа, жителей пригорода и автомобилистов в целом. По мнению представителей ультраправых, шаг мэра — чистой воды популизм.
Как заявили политические противники главы Парижа, таким способом он пытается заранее набрать очки для предполагаемой преемницы на своем посту и соратницы по Социалистической партии Франции Анны Идальго. Ультраправые считают, что мэр создает впечатление, будто Идальго борется за экологию активнее французской партии «зеленых».
В ответ на критику этого шага мэр предложил властям помочь горожанам с невысоким доходом обновить их автомобили через кампанию по утилизации автохлама.
Критики Деланоэ сразу заявили, что такую кампанию в условиях финансового кризиса в Европе организовать невозможно.
Кроме того, мэр предложил ограничить проезд грузовиков через Париж путем установки платы за проезд по определенным участкам пригородных дорог, введения экологических сборов, а также увеличения количества существующих в городе зон с ограничением скорости в 30 км/ч.
Перечень предложенных Деланоэ мер призван помочь Парижу стать «зоной низких выбросов» — территорией, на которой действует ряд специальных сборов и налогов в отношении технически устаревшего транспорта, который сильно загрязняет окружающую среду.
По данным за 2010 год, загрязнение воздуха во Франции привело к 40 тысячам смертей за один год. В случае если ситуация в Париже не будет отвечать общеевропейским нормам чистоты воздуха к 2016 году, в отношении столицы Франции будет приняты штрафные санкции в размере 100 млн евро.
Примечательно, что, по данным Европейской ассоциации автопроизводителей (ACEA), средний возраст автомобилей в Европе в последние годы составляет чуть больше 8 лет.
При этом исследование российского агентства «Автостат» установило, что средний возраст машин в РФ составляет 11,8 года. Кроме того, иномарки на территории РФ оказались новее продукции отечественного автопрома — 8,4 и 14,8 года соответственно.
Российские власти неоднократно предпринимали шаги по ограничению эксплуатации старых автомобилей в РФ. В частности, в 2010—2011 годах в России прошла кампания по утилизации автохлама, в рамках которой владельцы старых машин могли сдать старый автомобиль в утиль в обмен на скидку при покупке нового, произведенного при этом в России.
Кроме того, в ноябре Минпромторг предложил повысить ставки транспортного налога и стоимость полисов ОСАГО для старых и неэкологичных автомобилей в рамках поддержки отечественного автопрома после вступления России в ВТО. Ранее с этой же целью в РФ был введен утилизационный сбор на импортируемые и производимые в России автомобили. Помимо прочего с января 2013 года в России будет запрещена продажа бензина и дизельного топлива стандартом ниже «евро-3».
Отметим, что сначала переход на этот топливный стандарт в России должен был состояться в 2009 году, но с тех пор дважды переносился.
При этом в Европе еще в 2009 году был принят стандарт «евро-5», а в 2014 году должен состояться переход на «евро-6».
Владимир Беспалов из «ВТБ Капитала» предполагает, что основным мотивом действий парижского мэра вполне можно считать заботу об окружающей среде. На вопрос, может ли политика мэра быть связана с низкими продажами машин во Франции, эксперт заявил «Газете.Ru», что «отчасти нововведения могут поспособствовать росту продаж новых автомобилей, но экологические соображения здесь играют основную роль». «Кардинальным образом ситуацию на рынке это не изменит, потому что во всех западных странах действовали или еще действуют программы по замене старого автопарка», — добавил эксперт.