Без помощи властей Европейского союза (ЕС) автомобильной промышленности континента грозит экономический коллапс из-за затянувшегося долгового кризиса. К таким выводам пришли эксперты экономического, социального и экологического совета Франции (CАSE), которые исследовали сложную ситуацию, в которой оказался местный автопром.
Аналитики, исследовав состояние европейского автомобилестроения, пришли к выводу, что этот сектор промышленности особенно сильно страдает из-за стагнации европейской экономики.
Так, в этом году Франция выпустила около двух млн автомобилей — это 3% от общемирового объема, а Германия — около шести млн автомобилей, что составляет 10% от мирового объема. Эксперты прогнозируют дальнейшее падение производства и во Франции, и в Германии. «Согласно прогнозам на 2015 год, доля Франции будет составлять 2% от мирового производства, Германии — 6%», — предупреждают эксперты CАSE.
Экономисты напоминают, что автомобильная отрасль — основной источник рабочих мест в Европе. Так, во Франции непосредственно на сборочном автопроизводстве задействованы 60 тысяч человек и еще около 250 тысяч человек работают на предприятиях-смежниках.
В середине лета французский концерн PSA Peugeot Citroen объявил о реорганизации производства, в результате чего работы лишатся 8 тысяч человек. Это решение сопровождалось массовой акцией протеста во время Парижского автосалона. По данным PSA, закрыть планируется завод в Ольнэ, где в настоящее время трудятся порядка трех тысяч человек. Сократят также 1,4 тыс. сотрудников завода в Рене и еще 3,6 тыс. рабочих по всей стране. Причина сокращений — крупные убытки PSA, которые в первом полугодии 2012 года составил 819 млн евро против прибыли в 806 млн евро годом ранее.
По данным экспертов CАSE, в сентябре количество безработных во Франции перевалило за три млн человек. Впервые за последнее десятилетие уровень безработицы в стране достигает 10% от экономического активного населения Франции. В связи с этим CАSE призвала ЕС разработать блок мер для модернизации производственных мощностей во Франции, так как большинство французских автозаводов устарели.
Президент Европейской ассоциации автопроизводителей (ACEA) глава концерна Fiat Серджо Маркионне также призвал страны Евросоюза общими усилиями удержать автомобильное производство континента от еще большего провала.
В CАSE, однако, предупреждают, что Германия, где автопроизводство пострадало от кризиса меньше всего, не захочет вкладываться в подъем всей европейской промышленности. Немецкий авторынок страны вопреки общеевропейской тенденции начал демонстрировать отрицательную динамику совсем недавно. Так, в августе он впервые упал на 4,7%. Европейские аналитики считают, что авторынок страны падал медленнее, чем у соседей, благодаря сильной немецкой экономике.
В САSE уверены, что отсутствие реальной поддержки со стороны государства в сложный экономический период окончательно ослабит позиции европейских автокомпаний. Эксперты не уточняют, какого рода поддержка должна исходить со стороны властей: будут ли это финансовые стимулы или протекционистские меры, ограничивающие работу на территории Европы производителей с других континентов.
На фоне заявлений CASE в среду появилась новость о том, что французское правительство предоставит госгарантии от пяти до семи млрд евро для кредитования банковского подразделения PSA Peugeot Citroen.
Об этом сообщает агентство France-Presse со ссылкой на источник в правительстве. Также, по информации агентства, на встрече в резиденции премьер-министра Франции члены правительства договорилось о назначении в наблюдательный совет PSA «независимого наблюдателя, который бы поддерживал связь с государством». Ранее сообщалось, что план спасения финансового подразделения PSA — Banque PSA Finance (BPF) — обсуждается минфином Франции и национальными и иностранными банками, включая BNP Paribas, Credit Agricole, Natixis и Societe General.
По данным французского издания Le Figaro, план предполагает перенесение срока погашения задолженности банка в 4 млрд евро и открытие BPF новой кредитной линии в размере 1,5 миллиарда евро.
Пока автокомпании в Европе пытаются добиться поддержки со стороны властей, в Англии могут исчезнуть легендарные черные лондонские такси, производитель которых Manganese Bronze так и не дождался помощи со стороны британских чиновников — компания стала банкротом.
По информации издания The Wall Street Journal, Manganese Bronze — единственный производитель культовых черных лондонских кэбов — в понедельник объявила о своей финансовой несостоятельности после провала переговоров о реструктуризации долга компании перед банками. Серьезные финансовые проблемы начали преследовать компанию, которая до недавнего времени обеспечивала 73% всего лондонского таксопарка, после отзыва в этом месяце 400 новых автомобилей модели TX4 из-за проблем с рулевым управлением.
С 2009 основным акционером Manganese Bronze стала китайская Geely Automobile Holdings Ltd, после чего на лондонские кэбы начали устанавливать китайские детали. Причиной поломок стал брак деталей одного из сторонних партнеров Manganese Bronze. Поставщика британское издание не называет. В январе — июне Manganese Bronze получила доналоговый убыток в размере 3,6 млн фунтов против 2,4 млн фунтов за то же период прошлого года. Выручка за это время упала на 11,3% в годовом выражении — до 34,3 млн фунтов. За первое полугодие компания реализовала 1081 автомобиль, из них только 577 в Великобритании, падение продаж составило 22,9% по сравнению с первым полугодием 2011 года. Остальные 504 машины были проданы на международном рынке, где был показан рост продаж на 6,4%.
Manganese Bronze была основана в 1899 году. Почти 60 лет компания специализировалась на производстве гребных винтов для судов. Выпуском кэбов Manganese Bronze занялась в 1958 году совместно с компаниями Carbodies и Austin. Внешний облик последней модели компании TX4 похож на первую, классическую модель 1958 года FX4.
До 2008 года Manganese Bronze оставалась единственным поставщиком такси для Лондона. Только машины компании удовлетворяли жестким требованиям городских властей, основное из которых — радиус разворота автомобиля должен быть не более 7,5 м. Четыре года назад Daimler AG вошел на рынок лондонского такси с минивэном Mercedes-Benz Vito. Вито стал вторым автомобилем, на котором можно работать таксистам в Лондоне.