Телевидение не освещало это автоспортивное событие. Оно не потеснило из прямого эфира квалификацию Гран-при Кореи «Формулы-1». И о нем можно бы было не говорить и теперь, рассудив, что оно интересно лишь маленькой части владельцев автомобилей Mazda. Так думают в нашей стране все, поэтому в ней нет автоспорта. А если не рассуждать, а просто провести небольшой любительский чемпионат – на настоящих гоночных трассах, на специально построенных для них машинах, с регламентом, комбинезонами и шампанским?
Окажется, что автоспорт — он не в телевизоре, а там, где у обычных людей есть желание гоняться и побеждать.
До финала Mazda Sport Cup в этом году дошли 10 команд, по 6 человек в каждой: 6 команд владельцев автомобилей Mazda, две команды журналистов и команды компаний Microsoft и «Мегафон». Уровень гоночного мастерства у всех участников разный, тем сильнее интрига и накал страстей, ведь желание победить иногда творит чудеса. За гоночный уикенд люди прыгают выше своей головы, влюбляются, становятся умнее и мудрее, собственноручно разбивают свои мечты о бетонную стену, застревают в своих страхах или гравийных ловушках, учатся проигрывать и добиваться победы из последних сил. Вообще-то, это целая жизнь. Наверное, в той или иной форме тут найдутся все шекспировские сюжеты. И, главное, тут есть все то же самое, что в настоящих гонках. Для участников это и есть настоящие гонки. С момента пятничного пилотского брифинга и до того, как будет упакован гоночный комбинезон, никто и не вспомнит, что это вроде как детская игра, субботнее развлечение, дворовый футбол… Потому что те, кто восприняли Mazda Sport Cup как несерьезную забаву, до финала не дошли.
Каждая команда сможет поведать невероятную эмоциональную, героическую и драматическую историю о том, как все это было. В жанре хроники событий вот рассказ одной из них:
«14 кругов до финиша. 46 позади. Мы идем на шестом месте, но многим другим командам предстоит еще последняя смена пилотов. Хуже то, что наше отставание от первого места более минуты. И это при том, что лучшее время круга в гонке, как потом станет известно, 2:02. Притом что пилот, поставивший его, не в нашей команде.
На что мы надеемся? Ну, вообще-то, на победу.
Мы — это шестеро членов журналисткой команды «Кафе «Ветерок»: Олеся Репкина («Газета.Ru»), Леонид Голованов («Авторевю), Петр Ястребов (Quattroruote), Андрей Ломанов (autoitogi.ru), Денис Арендарчук («Форсаж») и Григорий Немировский (auto.dmir.ru).
Про название не спрашивайте! Полуфинал проходил на Moscow Raceway в августе. Квалифицировавшись, мы сидели за круглым столом, недоумевающе глядя друг на друга, даже не пытаясь придумать хорошего названия, а пытаясь понять, как нам, шести таким разным людям, стать одной командой. Это был самый сложный вопрос. Ведь в Mazda Sport Cup команды не формируются произвольно — это делает компьютер, соединяя самого быстрого и самого медленного и продвигаясь так дальше вглубь таблицы. Еще один нюанс: по регламенту одно место в каждой команде обязательно должна занять девушка. Но в этом году впервые за всю историю соревнований Mazda во второй команде журналистов оказалось две девушки: Екатерина Рзянина (auto.vesti.ru) показала хорошее «мужское» время.
10 кругов до финиша. Все устали и промокли. Мы сидим и беспомощно таращимся в монитор с хронометражем. У нас нет связи с нашим пилотом на трассе: командные рации в этом году бессменный и неизменно строгий директор гонки Олег Кесельман по необъяснимой причине запретил. Мы игнорируем видеотрансляцию с трассы, потому что в данный момент гонка — это то, что показывает датчик хронометража, прикрепленный к переднему бамперу, а не финты, которые выделывает пилот. Нам не нужна зрелищность, не нужна красота. Мы не переключим канал, заскучав. Мы не станем болеть за кого-то более эффектного. Пусть наш пилот едет хоть боком, хоть задом, пусть руками толкает машину, но пусть снимет с круга еще несколько секунд! Мы смотрим в монитор, но не видим того, что хотели бы увидеть. Тактика, которую предложил наш тренер, генеральный директор Смоленского кольца Олег Петриков, определенно не для слабонервных.
По регламенту каждый пилот должен проехать не менее 7 кругов, но не более 15. Время смены и пребывания на питлейне — не менее 3 минут. За командой закреплена одна Mazda MX-5 и одна Aori, каждая из которых выезжает из боксов трижды. Запасных машин нет. Общий старт с места на Aori, затем MX-5, вновь Aori и так далее.
Большинство команд выставили на старт своих ключевых пилотов. Мы же решили, что впереди не менее 24 часов Ле-Мана, так что спешить некуда. Андрей Ломанов, уходя в бой со второй позиции на стартовой решетке, уже через несколько кругов стал пропускать противников одного за другим. На это было страшно смотреть, но сценарий был написан именно так.
Следующей ехала я. За свои семь кругов мне удалось отбить одну позицию. Впрочем, через мгновения пилот, которого я обогнала, мог наслаждаться зрелищем того, как весело я скакала по песчаной зоне безопасности в повороте после стартовой прямой. Тем не менее восстановить потерянную позицию он не успел.
Потом дождь усилился. Великолепная Aori, которая обычно гораздо быстрее МХ-5 с «автоматом», для тех, кто к ней не привык, стала слишком нервной и капризной.
На мокром холодном асфальте не очень хорошо работали и ее шины Yokohama, поэтому время круга либо не отличалось от результатов МХ-5, либо отличалось в худшую сторону. Так было не только у нас. Но в автоспорте, как и в любом состязании, ты почти никогда не борешься с соперником. Ты борешься с собой. И ты побеждаешь, если в боевых условиях становишься лучше самого себя на тренировке. Побеждаешь своего злейшего врага — самого себя. Но кубок за это не дают. За заветную чашку надо бороться всем вместе.
7 кругов до финиша. Нужно иметь стальные нервы и алюминиевое сердце, чтобы оставить лучшего пилота команды на заключительную сессию. Да еще и посадить его на МХ-5. Именно так наш Олег Петриков распорядился нашим Леонидом Головановым. Леонид очень хотел победить, и все было в его руках: машина с изношенной резиной и отставание от лидера, которое невозможно наверстать, если только… Пока ты не увидел клетчатый флаг, этих «если только» столько!
Мы выпустили Лёню на 46-м круге. Он стал отыгрывать все то, что мы планомерно проигрывали на протяжении всей гонки. Через несколько кругов многие команды ушли на пит-стоп. На 53-м круге должны были смениться пилоты у лидеров гонки и наших прямых соперников, команды журналистов The Tryapki (к вопросу о названии команд). Их тактика была противоположной нашей. Последний и самый короткий отрезок дистанции был отдан самому медленному пилоту в их команде. Разница времени круга между ним и Головановым доходила до 15 секунд! Но даже такими темпами нам не хватало двух-трех кругов…
6 кругов до финиша. Мы, команда «Кафе «Ветерок», стали победителями Mazda Sport Cup 2012 в зачете журналистов за 6 кругов до финиша. Наши соперники ошиблись и произвели пятую смену пилотов не на 53-м круге, а на 54-м, то есть последнему участнику оставалось до клетчатого флага шесть кругов вместо минимальных семи. Одна из команд точно так же промахнулась на первой смене, за что получила от судей 30 секунд штрафа.
Этой пенализации нам как раз хватило, чтобы в итоге выйти вперед. Мы победили.
По результатам гонки чемпионами Mazda Sport Cup 2012 среди владельцев стала команда «Апекс», «Кафе «Ветерок» — среди журналистов, а также в абсолютном зачете, Microsoft — среди корпораций. В качестве приза каждый член команды Microsoft получил новую Mazda6 на тест драйв на один месяц. А лучшие команды владельцев и журналистов поедут в ноябре в Голландию, на гоночную трассу «Кольцо Зандворта».