Сергей Собянин уволил своего заместителя по вопросам транспорта Николая Лямова. О своем решении мэр заявил на заседании столичного правительства во вторник, сказав, что Лямов переходит на новую работу. На его место Собянин назначил главу департамента транспорта и дорожной инфраструктуры Максима Ликсутова. Мэр призвал столичных чиновников всячески помогать своему новому заму 36-летнему Максиму Ликсутову, так как транспортные вопросы остаются самым острым и проблемным вопросом в городе.
В столичное правительство Николай Лямов пришел из Министерства транспорта, где занимал должность заместителя министра. Заместителем мэра Москвы по вопросам транспорта Николая Лямова назначили в октябре 2010 года. В ноябре прошлого года Сергей Собянин назначил Николая Лямова на должность руководителя департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры. Но уже через месяц руководящий пост в департаменте перешел молодому миллиардеру Максиму Ликсутову, который в списке Forbes занял 189-е место в рейтинге богатейших бизнесменов России. За Лямовым остался пост заместителя мэра по транспортным вопросам. В последние восемь месяцев чиновник редко появлялся на заседаниях правительства и в медиапространстве.
Чиновник в столичной мэрии, пожелавший остаться неназванным, сообщил корреспонденту «Газеты.Ru», что Николай Лямов последнее время крайне редко появлялся на Тверской, 13.
«Его очень давно не было видно, почти все лето, — сказал собеседник. — Он только появился на Дне строителя в Лужниках (проходил в августе). Тогда коллегам свое отсутствие он объяснил отпуском. Но его не было на заседаниях, просто ушел в тень. Такое ощущение, что он просто подыскивал себе новое место. Хотя с такими погонами (Николай Лямов — полковник вооруженных сил в отставке. — «Газета.Ru»)места не подыскивают».
На должности заместителя мэра Москвы по вопросам транспорта Лямов запомнился тем, что активно продвигал идею внедрения выделенных полос для общественного транспорта, выступал за развитие трамвайного движения, боролся с нелегальными такси и предлагал строить дороги на территориях, отведенных под линии электропередачb. Кроме того, чиновники обещал пустить по улицам Москвы электрические и работающие на газе автобусы.
В столичной мэрии призвали не искать категоричных решений увольнению Лямова.
«Формулировки «не справился» здесь абсолютно не корректна, и вся та политика, которая проводилась Максимом Станиславовичем (Ликсутовым) в последние месяцы, она проводилась при участии Николая Сергеевича Лямова», — заявила «Газете.Ru» глава пресс-службы мэрии Москвы Гульнара Пенькова.
В департаменте транспорта и связи Москвы заявили, что кадровая перестановка не стала неожиданностью для сотрудников ведомства. «В последнее время Николай Сергеевич занимался административной работой, держал под контролем работу нашего департамента», — сообщила «Газете.Ru» руководитель пресс-службы департамента Жанна Терехова. В департаменте не знают, куда перейдет работать Николай Лямов, но, по словам Тереховой, чиновники уровня Лямова без работы не сидят, и его опыт может пригодиться в транспортной отрасли. «Такие люди просто так не уходят куда-то, он — бывший заместитель министра транспорта, руководитель «Ространснадзора», у него хороший послужной список, большая, великая фигура была», — говорит Терехова.
По ее словам, работа департамента с назначением Ликсутова на новую должность не изменится, так как основные направления уже намечены, а сам Ликсутов будет совмещать две должности. «По новым направлениям работа велась и до кадровой перестановки. Это и парковочное пространство, и продолжение работы по выделенным полосам, построение математической транспортной модели города — все эти новые начинания будут более широко развернуты», — добавляет представитель департамента.
Президент ассоциации дорожных научно-исследовательских организаций Олег Скворцов считает, что за время работы Николая Лямова транспортная ситуация в городе не изменилась и чиновником был допущен целый ряд ошибок.
«То делают реверсивную полосу, то уничтожают. То делают выделенную полосу, то уничтожают, а ведь это все наши деньги. Я не вижу тут особой потери, он себя никак не проявил, хотя при Собянине это можно было сделать», - прокомментировал «Газете.Ru» Скворцов. В отношении Ликсутова эксперт ничего сказать не смог, сославшись на то, что с ним он просто не знаком, тогда как с Лямовым Скворцов работал в Министерстве транспорта.
Научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаил Блинкин не видит «подводных камней» в кадровой ротации московских чиновников. По его словам это нормальная практика, когда молодые перспективные специалисты заменяют пожилых (Ликсутов почти вдвое младше Лямова). К плюсам в работе Лямова эксперт относит изменение транспортно-градостроительной политики.
«С приходом Лямова в Москве произошел пересмотр градостроительной политики с оценкой на транспортные возможности города. Безусловно, это заслуга и мэра, и экспертного сообщества, но без Лямова здесь не обошлось. Во-вторых, при нем была принята государственная программа по развитию транспорта. Программа разумная», — сообщил Блинкин «Газете.Ru».
К минусам в работе Лямова Блинкин приписывает неправильную организацию выделенных полос для общественного транспорта.
По его мнению, по этим полосам ездят «три автобуса в час с тремя спящими бабушками», и на транспортную обстановку в городе появление «выделенок» положительно не повлияло.
Кроме того, Блинкин заметил, что в Москве не была ликвидирована «парковочная вольница», имея в виду отсутствие дорогой платной парковки на центральных улицах Москвы. Организация платной парковки в центре города и бесплатной на окраинах — это одна из основных задач для Максима Ликсутова, считает эксперт.