— BMW — один из участников проекта по созданию автомобильного кластера на калининградском «Автоторе». Сколько инвестировала компания в этот проект и насколько увеличится производство после его реализации? Какие модели планируется там выпускать и какой будет глубина сборки?
— В данный момент переговоры находятся в активной стадии, поэтому я не могу дать конкретный ответ по инвестиционным планам BMW в России. Однако я вас хочу заверить, что мы пришли в Россию надолго. Партнерство с Калининградом для нас является очень важным. Из года в год количество автомобилей, которые собираются там, растет. Исходя из этого, вы можете догадаться, какими будут наши дальнейшие действия. Приведу некоторые цифры для конкретики. Когда в 1999 году началась сборка автомобилей на нашем заводе «Автотор», было выпущено около 500 машин. 5963 автомобиля было произведено в 2009 году и 10 712 — в 2010-м. Только в прошлом году в Калининграде было собрано более 17 000 машин. Спрос продолжает расти, так что в 2012 году мы планируем еще больше увеличить локальную сборку.
— Помимо Калининграда в России рассматриваются другие площадки для развертывания производства BMW?
— В первую очередь мы сейчас ведем переговоры с «Автотором», однако более детальную информацию представить не могу, чтобы не оказывать давление на ход переговоров.
— В России вы конкурируете в премиальном сегменте с Audi и Mercedes. Результаты продаж показывают, что все три бренда находятся рядом. Как проходит конкуренция в России и отличается ли она от конкуренции в других странах?
— Конкуренция на российском рынке является крайне жесткой. По результатам продаж сначала одна компания лидирует, потом ее сменяет другая. Я уверен, что BMW по итогам года снова подтвердит свой статус лидера премиального сегмента. Что касается других стран, то, если мы говорим про «большую тройку», на какой бы рынок вы ни посмотрели, везде конкуренция крайне обостренная. Но особой разницы с Россией я не вижу.
— Россия вступила в ВТО. Снижаются таможенные пошлины, вводится утилизационный сбор. Повлияет ли это на ценовую политику BMW в России?
— Самое главное, что Россия является ключевым рынком для BMW, и мы не собираемся менять планы относительно локальной сборки автомобилей независимо от условий, которые устанавливают власти. Как только мы увидим снижение ставок таможенных пошлин, цены для потребителей станут более привлекательными, и это отразится на нашей ценовой политике. С другой стороны, может произойти и обратная ситуация, когда таможенные пошлины сократятся, однако российское правительство введет другие меры — например, утилизационный сбор, который приведет к тому, что цена для потребителя вырастет.
— Мы обратили внимание на европейские рынки, переживающие не лучшие времена, и там местные дилеры предлагают свои модели с очень серьезными скидками, в том числе модели BMW. Скидки настолько внушительные, что если ввозить машину из Европы в Россию, то, несмотря на таможенные пошлины, машина будет все равно дешевле. В России вы планируете делать какие-то особенные предложения?
— Я бы не стал сравнивать рынки между собой, потому что у них разная конъюнктура. И вне зависимости от того, какая конъюнктура присутствует на рынке, игра на предоставление скидки или как можно более низкой цены между дилерами, между конкурентами — она не эффективна. Потому что, если они отдают часть своей прибыли, у них не остается ресурсов для развития собственного бизнеса, повышения уровня удовлетворенности клиентов, и в конечном счете клиенты будут недовольны. BMW — игрок сегмента «премиум», поэтому цена — это вторично. На первом месте для нас удовлетворенность клиента. И я уверен, что премиум-сегмент — это не тот рынок, где для потребителя ключевым моментом является цена при принятии решения о покупке автомобиля. Потому что, когда ты покупаешь продукт премиум-уровня, ты смотришь, какое качество у продукта, какая компания его произвела, какая репутация у этой компании, какой это бренд, и во вторую очередь обращаешь внимание на стоимость.
— Интересно узнать о планах работы с одним из крупнейших дилеров в России — компанией «Авилон». BMW будет с ними сотрудничать. Какие машины будет продавать «Авилон»? Я поясню свой интерес к этому дилеру. В прессе появилась информация, что Mercedes собирается с ними разорвать отношения из-за коррупционного скандала. Однако на этом же фоне стало известно, что BMW, наоборот, заключает с ними соглашение.
— Я не могу говорить за Mercedes, я могу заявить только позицию BMW. Для нас «Авилон» один из ключевых дилеров, который демонстрирует хорошие результаты в плане продаж, в плане обслуживания клиентов, каждый день сотрудники нашего официального дилерского центра делают свою работу и делают ее достойно. Никаких планов прекращать отношения у нас нет, более того, в качестве примера того, что партнерство наших компаний развивается, скажу вам, что «Авилон» был номинирован на позицию второго официального дилера Rolls-Royce в России. И с июля этого года «Авилон» стал официальным дилером Rolls-Royce Motor Cars.
— Расскажите о судьбе гибридных автомобилей в России: какое отношение у потребителей к ним и какие в этом смысле планы у BMW?
— К сожалению, что касается гибридов и электромобилей, которые представлены в нашей линейке, то для клиентов в России они не стоят в приоритете. Однако если мы говорим о том, что основная задача для BMW — это предоставление продуктов и услуг премиум-класса в области обеспечения мобильности, то мы не можем думать только реалиями сегодняшнего дня, мы должны прогнозировать реалии 2020 года, реалии будущего. И я уверен, что когда мы с вами вновь встретимся через 10 лет в этом самом месте, то мы увидим, что роль электроавтомобилей в России значительно изменилась. Достаточно посмотреть, для чего создаются электромобили, одно из их конкурентных преимуществ — это экологичность. Если мы посмотрим на Москву, на Россию, то во многих регионах есть проблемы с экологией. Окружающая среда загрязняется выхлопами от автомобилей, и здесь электромобили могут сыграть колоссальную положительную роль. К примеру, автомобиль BMW i8 Concept Spyder, европейская премьера которого состоялась в рамках Московского автосалона, обладает мощью спорткара BMW M3 (разгон с места до 100 км/ч за 5 секунд), при этом расход топлива в нем сопоставим с BMW 1-й серии. Автомобили с такими характеристиками точно придутся по вкусу российским потребителям.