— Расскажите о планах по развитию в России — на авторынке, который может стать крупнейшим в Европе уже в этом году.
— В России мы присутствуем уже довольно давно. Среди наших направлений наращивание нашего присутствия в России. Эта тенденция отражается в развитии нашей производственной деятельности. В этом году мы запустили 508-ю, 4007-ю и 408-ю модели, и мы будем продолжать двигаться по этому пути, запускать новые модели, в частности, одной из таких моделей будет 208-я, которая является для нас важным событием. Второе направление — расширение дилерской сети, в конце этого года у нас уже будет 85 дилерских центров. Третий элемент — это обслуживание: повышение качества обслуживания, приема клиентов, финансирование покупок автомобилей (имеется в виду кредитование) и ремонтно-техническое обслуживание, в этом направлении мы являемся лидерами на российском рынке.
—А что касается понижения стоимости автомобилей — такое в планах есть?
— Понимаете, на автомобильном рынке цена в абсолютных величинах — это не самый существенный вопрос. Это позиционирование марки по отношению к своим конкурентам. И изменение наших цен ввиду изменения в российских налоговых и таможенных правилах — я не смогу сейчас точно сказать, как отреагирует на это автомобильный рынок. Peugeot и особенно 408-я останутся по-прежнему конкурентоспособными автомобилями на российском рынке, цена 408-й является одним из важных преимуществ, это самый крупный по объему седан среди трех объемных автомобилей, прекрасно приспособленный к российскому рынку и с весьма конкурентоспособной ценой.
— Peugeot 4007, построенный на базе Mitsubishi Outlander, зарекомендовал себя как кроссовер с неплохими внедорожными характеристиками. Почему модель 4008 построена на базе уже устаревшего ASX, а не нового Outlander?
— Дело в том, что 4007-я по отношению к этой старой основе Mitsubishi была сильно оптимизирована. Я не считаю, что база Mitsubishi ASX морально устарела.
— Peugeot 308 теперь будет поставляться в Россию из-за рубежа. Насколько подорожает модель по сравнению с седаном 408? Зачем вообще нужно было выводить производство из России?
— Приоритет для марки Peugeot в России сконцентрирован усилиями нашего калужского завода на модель 408. Во-первых, 408-я — это первая машина, где полный цикл производства в России. Мы как бы подходим к новому этапу нашего внедрения в российское автомобилестроение. И потом у 308-й и 408-й адресная аудитория разная. 408-я не будет помехой для существования и продаж 308-й. Мы будем продолжать общее направление индустриализации в России как для двухобъемников, так и для трехобъемников.
— Насколько ощутимо будет удорожание модели 308?
— 308-я — это очень важная модель для марки Peugeot, так же как и 408-я, останется конкурентноспособной на российском рынке. Насколько мы знаем, совсем недавно в России налоговые и таможенные правила поменялись довольно комплексными последствиями для себестоимости автомобиля и автомобилестроителей, и Peugeot пытается изучить позиционирование в результате этих изменений.
— Учитывая тяжелую экономическую ситуацию в Европе, какие планы намечены у Peugeot на внешние рынки?
— Стратегия Peugeot базируется на двух устоях — уменьшение в модельном ряду и интернационализация. Причем эта стратегия была определена еще до европейского кризиса. Кризис в Европе лишь усиливает важность и обосновывает эту стратегию. В рамках Peugeot это усилило такие наши приоритеты, как рост продаж в таких зонах, как Китай, Латинская Америка и Россия. И 408-я — это как раз прекрасная иллюстрация, потому что этот автомобиль, который мы выпускаем сегодня, не продается в Европе, разрабатывается, подготавливается и продается и в Латинской Америке, Китае и России.
— Если судить по мировым продажам, насколько удачной оказалась идея совместить модели из двух сегментов(407 и 607) в одну? Как продается Peugeot 508 и кто его покупает наиболее активно?
— Не вполне правильно было бы утверждать, что 508-я является результатом совмещения 407-й и 607-й моделей, даже если учитывать их общий объем к объему автомобиля посередине между ними. Реальность такова, что у клиентов двух- и трехобъемников ясно выраженные ожидания, например, пространства салона и других качественных показателей. Важно было с моделью 508 — это дать ясный ответ на ясный запрос рынка. И поэтому этот автомобиль пользуется очень большим успехом в Европе и в Китае.
— Есть ли планы по созданию представительского седана?
— Я сейчас не могу рассказать вам о каких-то конкретных планах. Могу сказать, что в процессе создания инновационных решений по применению новых идей марка будет обновляться и повышать свою классность, это один из устоев стратегии. Безусловно, это концепткар HX1— размышление, куда вложили много инновационных и революционных подходов. Однако я не буду утверждать, что завтра это будет выпускаться уже в промышленных объемах. Улучшение класса марки Peugeot будет зависеть от общего видения автомобиля в автомобилестроении. То, что мы продемонстрировали в другой сфере, — это RСZ, спортивный купе. Была бы это оригинальная машина, которую как таковую воспринимали клиенты. Это гораздо более важно для Peugeot, чем просто изготовить седан-трехобъемник в классе H.
— В конце прошлого года российская антимонопольная служба обвинила Peugeot в нарушении закона о рекламе. В ведомстве посчитали, что условия кредитов на модели 207 и 308 в телевизионном ролике написаны слишком бледно и быстро исчезают с экрана. Чтобы это установить, даже пришлось проводить специальный соцопрос. Расскажите, знают ли об этой ситуации в центральном офисе. Такая реклама характерна только для России или в Европе прибегают к таким же приемам?
В беседу в ступает Марк Боке — менеджер международного отдела по внешним связям и взаимодействию с прессой
— Я попробую ответить на этот вопрос. Peugeot выбрала для себя очень авангардистскую и активную политику в развитии финансирования покупок автомобиля в России. Само собой разумеется, у нас прозрачные действия, иначе было бы и нельзя. Но нельзя не видеть леса за деревьями. У нас смелые идеи по обслуживанию российских потребителей, особенно учитывая специфику России, население которой активно пользуется кредитами. Российские власти хотели этого, и мы продемонстрировали наш инновационный подход, я считаю, что это было правильно. Деталей этой ситуации ни я, ни господин Рамбо не знаем. Но, если там и была несознательно допущена ошибка, я думаю, она уже исправлена.
Винсент Рамбо возвращается в беседу
— Я хотел бы добавить, потому что это важный момент. К сожалению, я не знаю подробностей этого дела. Нам приходится иногда сталкиваться с такими случаями, то есть это одна из особенностей автомобильного рынка и вообще этой сферы. Дело в том, что успешность действия возможна только в очень долгосрочной перспективе. Эта успешность зависит от доверия, которое можно завоевать или утратить, ценность этого доверия — самое важное для автомобилестроения. Поэтому было бы самоубийством в нашей профессии нарочно проводить политику, для того чтобы как-то обмануть потребителя, даже при условии получения краткосрочных выгод потери в долгосрочной перспективе оказались бы гораздо больше. Для нас доверие — это самое важное.
— Французское правительство обещало выделить 12 млн евро на компенсации 8 тысячам уволенным рабочим из Ольне-су-Буа. От PSA им предусмотрены какие-нибудь компенсации?
— Я боюсь, что я не смогу компетентно ответить на вопросы социального характера группы PSA. Я более компетентен в том, что касается условий коммерческих, в частности связанных с российским рынком.
— Недовольство сокращением штата высказал лично президент Франции Франсуа Олланд. В России, например, во время кризиса глава «АвтоВАЗа» также считал, что штат завода нужно сокращать. Однако делать это ему российские власти не разрешили и оказали существенную поддержку. Скажите, как развивается эта ситуация во Франции? Предлагают ли власти какую-то поддержку или же, наоборот, оказывают давление?
Винсент Рамбо: — Еще раз, это вопрос вне моей ответственности. Во Франции сейчас продолжается дискуссия между руководством предприятий и профсоюзными организациями. Также переговоры ведутся и с правительством, но я не компетентен в этом вопросе, чтобы сейчас рассказывать.
— На фоне намерений французских властей стимулировать производство электрокаров ваш партнер Mitsubishi объявил о прекращении производства электромобилей для PSA. Почему было принято такое решение? Значит ли это, что рынок электромобилей кажется вам бесперспективным?
— Я не думаю, что он бесперспективный в долгосрочном периоде. Мы фактически отмечаем, что первые шаги оказались гораздо медленнее, чем могли предположить автомобилестроители. И маркетинг PSA — они были всегда очень осторожны в плане перспектив своих прогнозов по развитию рынка электромобилей, притом что наши амбиции в этом плане были достаточно скромные. Во-первых, конечно, такие технологии будут, которые позволят сокращать выбросы окиси углерода, и очень трудно себе сейчас точно представить, какое место займет каждая из этих технологий. То есть просто лучше, наверное, в наше время поступать так, как делаем мы. Мы развиваем все технологии, как бензиновые, так и электрические, гибридные. С одной стороны, мы развиваем технологии по сокращению выброса СО2 и развиваем электрические и гибридные двигатели, и мы работаем над улучшением эффективности работы двигателя классического типа, мы стремимся уменьшать вес нашего автомобиля, работаем над его аэродинамикой, работаем по всем технологическим направлениям, и именно так мы сможем успешно ответить на тот вызов, который представляет экология на мировом рынке.
— Ну а вы согласны с намерениями французских властей стимулировать производства электрокаров?
— Я считаю, что действия французского правительства направлены на стимулирование производства как гибридных, так и электрических автомобилей. Это в целом позитивно для рынка и вообще для развития этой технологии. И все сейчас осознают, что развитие этой технологии должно сопровождаться государством.