— Расскажите о планах Hyundai на российском рынке. Какой вы видите стратегию развития бренда в России?
— Планов множество. Если говорить более подробно, в 2012 году мы рассчитываем продать в России 170 000 автомобилей, что соответствует росту примерно в 15–20% относительно предыдущего года. Прирастать мы можем за счет импорта автомобилей сегмента SUV, моделей среднего класса, таких как Elantra и Sonata. Основные продажи компании делает по-прежнему Solaris, но мы понимаем, что мощности завода в Санкт-Петербурге ограничены и находятся на максимуме. В этом году будет продано 105 000 «Солярисов», в следующем году — примерно столько же. Поэтому дальнейший рост продаж бренда будет происходить за счет импортируемых автомобилей.
С этой точки зрения для нас важна модель ix35, которая производится на чешском заводе в Остраве; ее квоты на Россию были увеличены. Кроме того, на московском автосалоне мы представили новое поколение Hyundai Santa Fe. Эта модель очень значима для нас — как с точки зрения продаж (мы хотим продавать от 12 000 машин ежегодно), так и в плане имиджа. Santa Fe является, можно сказать, флагманом нашего модельного ряда SUV и оказывает влияние на формирование премиального имиджа марки.
— А какие производственные планы?
— Если говорить о производственных площадках, то в настоящий момент мы сконцентрированы только на Санкт-Петербурге, планов по расширению производственных площадок у нас пока нет. Единственное, над чем мы сейчас работаем, — отслеживание спроса на автомобили, производимые в Санкт-Петербурге, потому что Solaris выпускается в кузовах «хетчбэк» и «седан», и сейчас мы замечаем, что спрос на хетчбэки начал расти.
Если говорить о дилерской сети, то сейчас мы уже присутствуем в 79 крупных городах России, до конца 2012 года наша дилерская сеть расширится до 150 центров. Это так называемый костяк дилерской сети. Если мы продолжим дальше открывать автосалоны, то будем делать это уже в небольших городах и в малых количествах.
— Расскажите о новых моделях, которые появятся в салонах в ближайшее время.
— Во-первых, это новый Santa Fe, а также два универсала — i30 и i40. Презентация этих моделей состоялась в рамках Московского автосалона.
— Последние несколько месяцев результаты продаж демонстрируют падение спроса на Hyundai Solaris и повышение потребительского интереса к соплатформенному Kia Rio. На ваш взгляд, с чем это связано?
— Hyundai Solaris остается лидером продаж в этом сегменте. Никакого спада относительно «Соляриса» мы не наблюдаем. Возможно, результаты продаж модели за август будут несколько скромнее из-за двухнедельных каникул завода. Спрос на «Солярисы» по-прежнему высокий, правда нам удалось сократить время ожидания в очереди (тем не менее срок поставки машин клиенту составляет два-три месяца).
Статистику АЕБ можно, пожалуй, объяснить тем, что в первой половине 2011 года завод производил только Hyundai Solaris, а с сентября там началась сборка Kia Rio и мощности были поделены поровну. То есть то, что мы продавали за счет своей эксклюзивности, теперь ушло. Тем не менее по итогам года у Solaris будет рост продаж. В прошлом году мы продали 97 000 машин, в этом продадим 105 000.
— Если спрос на «Солярисы» стабильно высок, завод работает на максимуме производственных возможностей, почему не ищете дополнительную площадку?
— Спрос на «Солярис» высок, но мы им управляем. Дело в том, что заводы строятся с расчетом на долгосрочную перспективу и расширение производства зависит от того, какой прогноз у вас на рынок в целом. Российский, говорят, в течение двух лет достигнет ежегодных продаж в 3 млн автомобилей ежегодно. Но у нас уже были как взлеты, так и падения. Прежде чем строить новый завод, необходимо проанализировать емкость рынка, стабильность, принципы его работы, платежеспособность населения. Кроме того, необходимо понимать, какую долю вы намерены занимать. Исходя из этого и принимается решение о строительстве нового предприятия или увеличении мощностей на существующем.
Сейчас не очень стабильная ситуация в Европе, много говорится о предстоящих финансовых потрясениях в США и других странах, поэтому в настоящий момент стратегия Hyundai выстроена таким образом, чтобы довести качество на используемых производственных площадках, что называется, «до блеска». Единственное место в мире, где концерн в этом году расширяет мощности – это Бразилия, где предстоит открытие еще одного завода.
— В связи со вступлением в ВТО российские власти приняли закон об утилизационном сборе. Как это отразится на потребительских ценах автомобилей Hyundai?
— Вступление России в ВТО и снижение ввозных пошлин на 5% было компенсировано введением утилизационного сбора. Для дистрибутора стоимость автомобиля почти не изменилась и даже немного возросла. Некоторые преимущества получили автомобили локальной сборки, за которые можно заплатить этот сбор с отсрочкой до момента самой утилизации.
— Когда появился Hyundai i40, многие журналисты спрашивали, зачем Hyundai модель, которая фактически представляет собой гибрид из Hyundai Elantra и Hyundai Sonata. И все-таки зачем?
— Начнем с того, что i40 и Elantra – принципиально разные автомобили. Elantra построена на платформе С-сегмента, i40 – это уже D-сегмент, и конфликта между ними не возникает вообще. Вот если сравнивать с «Сонатой», то действительно — два автомобиля одного сегмента, но Sonata ориентирована на азиатский и американский рынки, i40 по материалам и качеству исполнения сделан под европейских потребителей. Выводя на российский рынок модели i40 и Sonata, мы хотим понять, какой продукт для российского потребителя более интересен, чтобы впоследствии принять решение, какой автомобиль мы будем продвигать, а какой уйдет с рынка. Держать два седана в одном сегменте на одном рынке достаточно сложно.
— Из последних премьер Hyundai можно сделать вывод, что компания переходит в более высокий сегмент рынка. Сейчас ваши конкуренты – Toyota, Volkswagen, Opel. В будущем вы будет конкурировать с ними или хотите помериться силами с Lexus, BMW, Audi?
— Хотим помериться силами с Lexus, BMW, Audi. Дело в том, что у нас есть некая дуальность нашей концепции. Мы исторически были массовым брендом, а теперь успешно движемся в премиальный сегмент. Моделями Solaris, Elantra, Sonata мы хотим конкурировать с Toyota, Volkswagen и Opel: это наши прямые конкуренты. С другой стороны, наш флагман Hyundai Equus – конкурент моделям Lexus, Audi, BMW. Если говорить о новом Santa Fe, то когда проводились внутренние тест-драйвы, то в качестве конкурентов мы брали модели BMW, Lexus, Land Rover и Mercedes.
— В России у потребителей существовал стереотип по поводу машин корейского производства. Удалось ли Hyundai его сломать?
— Для создания имиджа бренда требуются годы. Мы можем сказать о себе, что Hyundai – один из самых молодых и успешных брендов. Мы растем очень быстро, и все время идет перестройка. Например, когда мы предоставляем Equus на тест-драйв нашим партнерам или VIP-клиентам, то первая реакция после поездки – фраза: «Не ожидал». Не ожидал, что у Hyundai есть уже такие автомобили, с хорошим качеством и ценой ниже, чем у конкурентов. Мы говорим сейчас о премиальном сегменте, потому что у покупателей таких автомобилей стереотипы всегда прочнее и разбить их сложнее.
— Европейские компании недовольны ростом популярности корейских марок. Известны случаи обращения к властям с требованием принять протекционистские меры. Может ли такая ситуация сложить и на российском рынке?
— Видите ли, корейские производители не могут делать дешевые автомобили, потому что у них нет доступа к дешевым ресурсам. Корея – бедная страна с точки зрения полезных ископаемых. Доступность корейских машин обеспечивается за счет применения высоких технологий и оптимизации производства. Когда-то у нас была модель Getz от 299 000 рублей, но таких машин продавалось только 1,5% в год, Однако и эта модель уже давно не производится. Самый дешевый Solaris стоит 420 000 рублей, и таких машин в год производится всего 3%, или 300 автомобилей.
Реальная целевая аудитория формируется возле автомобилей ценой около 520 000 и более. Думаю, в России ни у кого нет заинтересованности просить о протекционистских мерах. Стоит заметить, что, вступая в ВТО, Россия движется в открытый рынок. А стратегия нашей компании — двигаться в современный премиум-сегмент.