Пол Уиллкокс
— Как вы оцениваете итоги продаж за первое полугодие? Довольны ли достигнутыми результатами и какие цели ставите перед собой в ближайшем будущем?
— Пол Уиллкокс (П.У). Мы полностью удовлетворены итогами продаж. Наш результат – 93 000 автомобилей и 5,5% российского рынка. Продать больше нам помешали только наши производственные возможности. У нас довольно амбициозные планы – к 2016 году контролировать 10% российского авторынка. Для этого Nissan будет работать по трем ключевым направлениям.
Во-первых, это инвестиции в ряд продуктов, предназначенных в том числе специально для российского рынка.
Во-вторых, это расширение наших промышленных мощностей в России. Это прежде всего связано с инвестициями в наш завод в Санкт-Петербурге. Мы увеличим производство автомобилей на предприятии в два раза, до 100 тысяч автомобилей в год. Кроме того, сюда включены совместные инвестиции альянса в тольяттинский завод и проекты, запускаемые на его мощностях. В-третьих, это три бренда компании Nissan, которые будут предлагаться в России. Это Datsun, Nissan и Infiniti. Для нас очень важно, что каждый бренд будет иметь своего клиента.
— Заводы иностранных компаний в России расположены компактно, в основном на европейской территории. Тем не менее и Toyota, и Mitsubishi уже объявили ранее о скором запуске производства на Дальнем Востоке. Nissan рассматривает такую возможность?
— П.У: На сегодняшний день у нас нет планов инвестирования в производство на Дальнем Востоке. Конечно, это не означает, что мы не будем рассматривать такую возможность в будущем. Сейчас, как я уже сказал, мы сосредоточимся на мощностях «АвтоВАЗа» и заводе Nissan в Санкт-Петербурге, чтобы к 2016 году общий объем продуктов альянса Renault--Nissan--AvtoVAZ достиг 1,6 млн автомобилей ежегодно.
— Вы упомянули «АвтоВАЗ», и я не могу не спросить о новом Nissan Almera, представленном на Московском автосалоне. Визуально автомобиль представляет собой японский Nissan Bluebird Sylphy. Есть ли какие отличия от японского донора и в чем они заключаются?
— П.У: Естественно, Almera для вашего рынка адаптирована к российским условиям. Во-первых, автомобиль использует платформу альянса B0, и его шасси было переработано российскими инженерами с учетом российских реалий — увеличился клиренс, днище получило дополнительную защиту.
— Коньком Nissan всегда были полноприводные машины. Внедорожник Pathfinder был утилитарной машиной, которую владельцы не боялись использовать как хозяйственный автомобиль, особенно в российских условиях. Новое поколение лишилось рамы, приобрело лоск и вычурный дизайн. На какую целевую аудиторию теперь вы рассчитываете? Коснутся ли подобные изменения пикапа Navara?
— П.У: Вначале я должен сказать вам, что Россия отличается своими предпочтениями от Европы. Прежде всего это связано с вашими дорожными условиями, особенно вне города. Но клиентские предпочтения формирует много факторов — и не только внедорожные качества. Я не буду ничего говорить в защиту нового безрамного, «городского», как вы говорите, Pathfinder. Как только у вас появится возможность сесть за его руль, вы сможете оценить, соответствует ли он требованиям, которые предъявляют к нему клиенты, или нет. То же самое касается и любого другого человека, который решит приобрести его себе.
Что касается пикапа, аудитория таких автомобилей довольно специфическая, поскольку пикапы могут выступать в роли и семейных, и коммерческих машин. Безусловно, ее тоже ждет рестайлинг. Мы пока не объявляем конкретных сроков, однако стоит помнить, что, изменяя «Навару», мы должны учитывать требования самой широкой аудитории. Могу сказать только, что мы не будем ничего кардинально менять по части инжиниринга.
— В Европе Nissan сейчас активно продвигает направление электрокаров. Nissan Leaf стал автомобилем года и был удостоен авторитетных наград. Планируется ли предлагать в России Leaf либо какие-то другие электрокары или гибриды? Или же, на ваш взгляд, пока российский рынок к таким моделям не готов?
— П.У: Планы представления Nissan Leaf в России очень ограничены, поскольку Leaf производит всего один завод в Японии, который снабжает все мировые рынки. В этом году мы планируем продать во всем мире около 40 тысяч электромобилей. В следующем году мы начнем производить Leaf в США и Европе. Увеличение производственных мощностей означает, что мы еще активнее будем предлагать электромобили на рынках тех стран, где у них есть больше шансов закрепиться, где их будут покупать. Для того чтобы электромобили были хорошо представлены на рынке, необходимы государственная поддержка и необходимая инфраструктура.
Если Россия будет соответствовать этим требованиям, то мы обязательно будем предлагать здесь наши электромобили.
— В Европе кризис. Автокомпании переносят производство на Восток, в развивающиеся страны, а вы, наоборот, открываете завод в Европе. Откуда такая уверенность?
— П.У: Все просто: Nissan – глобальный бренд, и то, что мы теряем на рынках Южной Европы, мы легко компенсируем за счет продаж в США, России и на Востоке. Все нивелировано.
— После завершения сделки с «Ростехнологиями» у Nissan появится доля в «АвтоВАЗе». На этом настаивало руководство французского альянса. Это скорее политическое условие или же реальная необходимость?
— П.У: Это полностью практическое решение. Мы рассматриваем «АвтоВАЗ» как серьезного партнера именно альянса Renault--Nissan, как партнера с очень серьезными мощностями. Поэтому, если «АвтоВАЗ» начнет производить автомобили Nissan, то и Nissan должен участвовать в жизни этой компании.
Жером Сего
<1>
— Жером, через два года в России должны появиться первые автомобили марки Datsun, максимально упрощенные и по низкой цене. Нет ли опасения, что запуск Datsun, использующего платформу Lada Kalina, спровоцирует конкуренцию автомобилям «АвтоВАЗа»?
— Ж.С: Роман, договоримся сразу: то, что Datsun будет использовать платформу «Калины», — это ваши слова, а не мои. Что мы действительно определили, так это сегмент рынка — бюджетный сегмент, в котором у Nissan нет предложения. При этом существует большой пласт потребителей, которым нужны так называемые «входные» или low-cost модели, при этом у них очень высокие требования к дизайну и к инжинирингу.
Что касается Datsun, мы хотим создать интересный и качественный продукт по доступной цене. Обращаю ваше внимание на тот факт, что «доступный» не значит «дешевый». Это значит, что мы собираемся представить машину по цене начального сегмента рынка.
— А что вы имеете в виду, говоря о начальном сегменте рынка? В ценовом отношении это сколько?
— Ж.С: Примерная цена автомобиля в этом сегменте варьируется от 300 до 400 тысяч рублей за автомобиль. Мы рассчитываем, что к 2016 году этот сегмент будет занимать 30% от всего рынка.
— И все-таки автомобиль будет собираться на мощностях «АвтоВАЗа». В сознании потребителя так называемого «начального сегмента» не будут ли автомобили Datsun сливаться с автомобилями Lada?
— Ж.С: Datsun – это японский бренд. У этого автомобиля японский дизайн. Мы не примем никаких компромиссов в отношении качества. И вообще Datsun и «АвтоВАЗ» не одно и то же. Мы представили новую Nissan Almera, которая также собирается на мощностях «АвтоВАЗа», но это же не Lada. «АвтоВАЗ» — это часть альянса с Renault и Nissan, бы было бы странно не использовать эти мощности.
— Не кажется ли вам, что к тому моменту, когда Datsun появится в продаже, рынок будет пресыщен бюджетными моделями?
— Ж.С: На сегодняшний день в России на 1000 человек населения приходится 250–260 автомобилей. В Европе, в зависимости от страны, этот показатель равен 600–650 автомобилей на 1000 человек. Поверьте, у Nissan еще есть территория для сбыта. Кроме того, мы не только предложим нашим клиентам современный автомобиль, но и собственное сервисное обслуживание. Автомобили Datsun будут продаваться только в салонах Datsun и ремонтироваться на собственных сервисных станциях. Поэтому ответить на ваш вопрос очень легко: мы абсолютно уверены, что рынок не будет пресыщен.