— Уже ровно три года, как вы возглавляете «АвтоВАЗ». Что можете выделить в вашей работе за это время?
— Удалось сформировать серьезную и эффективную команду менеджеров и всем нам вместе удалось вывести компанию из «пике». Результат нашей работы воплощен в тех новых автомобилях LADA, которые мы производим. Важно, что мы вышли из стадии «выживание» и перешли к поступательному развитию. Я считаю, что полностью выполнена антикризисная программа, реструктурирован долг, оптимизирована численность, уменьшены социальные и производственные расходы. Очень большая работа проведена по выделению непрофильных производств. В нереально короткие для «АвтоВАЗа» сроки начали продажи LADA Granta и LADA Largus, запустили новую линию В0 и ставим на производство новую LADA Kalina... Важно, что до конца года компания станет мультибрендовой - произведем первые автомобили для Nissan. И то, что сегодня мы презентовали первую «Ладу» с автоматом и автомобиль с электродвигателем - EL LADA — это реальность.
Я думаю, что в целом, несмотря на очень напряженную работу и тяжелое состояние, в котором находился «АвтоВАЗ» три года назад, нам удалось выйти из кризиса.
— Без сокращения сотрудников «АвтоВАЗа» это сделать не удалось бы?
— На первом этапе в начале 2009 года численность была 106 тысяч человек. На данный момент наш коллектив - менее 70 тысяч человек. И он в целом близок к оптимальному с учетом нынешнего уровня технологии.
— Понятно, что это не очень популярная мера для градообразующего предприятия.
— Оптимизация численности проходила в 2009-2010 годах. Это была одна из составных частей антикризисного плана. Важно, что при поддержке государства и акционеров мы корректно и мягко решили этот непростой вопрос. Сегодня уровень безработицы в Тольятти ниже, чем в других моногородах, наоборот, требуются высококвалифицированные и инженеры, и рабочие.
— Еще людей сокращать планируется?
— Сокращений больше не будет. Вместе с тем мы будем в дальнейшем повышать эффективность производства.
Будем вводить новые трудосберегающие и энергосберегающие технологии. Это будет отражаться на снижении издержек при производстве одного автомобиля. Мы понимаем, что нам и дальше надо серьезно работать над повышением эффективности труда. Но мы добиваемся снижения себестоимости и при той же численности персонала планируем увеличить объемы производства. Если в этом году собираемся произвести около 700 тысяч автомобилей и машинокомплектов, то после 2017 года эта цифра вырастет до более миллиона автомобилей. То есть одновременно будет расти производительность труда, и этот рост будет выражаться не в снижении численности, а в увеличении объемов производства автомобилей.
— По поводу отношения обычных людей к продукции «АвтоВАЗа». Вы наверняка сталкиваетесь с тем, что люди с недоверием относятся к отечественным автомобилям. Дизайн оставим, часто возникают вопросы по поводу качества. Из обратной связи с читателями мы видим, что стереотип остался – наши машины, да, дешевые, но плохие. Скажите, вот этот стереотип как-то удается преломить?
— Действительно, есть такой стереотип. И мы в достаточно острой форме сталкивались с ним и три, и два, и полтора года назад. С этого момента на заводе многое поменялось, но этот стереотип, не секрет, остался. И его мы ломаем только одним «простым» способом – кропотливым ежедневным трудом по улучшению качества, разрабатываем новые модели, учитывая все современные требования по качеству. Люди видят: ситуация с качеством на «АвтоВАЗе» существенно улучшается. И это - объективно: качество комплектующих улучшилось, их дефектность уменьшилась в разы. Объемы гарантийного обслуживания и ремонта снизились в два раза. Кроме того, важно, что мы работаем вместе с Альянсом Renault-Nissan, вводим единые стандарты Альянса и по качеству.
— То есть рост качества происходит благодаря сотрудничеству с иностранными партнерами?
— Мы очень много используем методик и знаний партнеров по Альянсу. Но главную работу должны делать мы и мы ее делаем. В конце года на линии главного конвейера, где уже производится «Ларгус», мы начнём, как я уже говорил, производить автомобили для Nissan. Значение этого события трудно переоценить, в том числе, и в смысле позитивных изменений по отношению к качеству наших автомобилей.
— Появилась информация, что за «Ларгусом» выстроились серьезные очереди, чуть ли не на полгода. Это действительно так и если да, то с чем это связано?
— Есть спрос и спрос неудовлетворенный, по ряду регионов он действительно составляет несколько месяцев. Это объективный процесс, потому что машина получилась интересная и очень конкурентная по цене. Со стороны специалистов и дилеров идут очень хорошие отзывы. Конечно, мы довольны. Некоторые ограничения по объему продаж связаны с началом производства.
Существует период, в течение которого мы постепенно увеличиваем объемы производства до плановых, предъявляя очень жесткие требования по качеству. Когда выйдем на проектную мощность, наши покупатели смогут получить большее количество автомобилей.
— С «Грантой» есть такие проблемы?
— Да, с «Грантой» похожая ситуация. Поэтому мы торопились запустить новую линию на нашей Ижевской площадке. Не только для того, чтобы поддержать ижевский коллектив, дать людям работу, но и чтобы поддержать продажи и удовлетворить спрос на «Гранту». В очень короткий срок, буквально за восемь месяцев, мы запустили там производство. Да и в Тольятти, я думаю, с вводом новой линии окраски будем производить больше «Грант».
— Автомобили «АвтоВАЗа» — это всегда еще и вопрос безопасности. Если сейчас происходит ДТП с иномаркой, то почти всегда жертв больше в автомобилях «Лада». Машины не безопасны. Что делается в этом направлении и что планируется сделать?
— Более половины автомобилей, которые ездят на дорогах нашей страны, это наши «Жигули» и «Лада», их средний возраст более 11 лет.
Статистика не всегда корректна, надо учитывать не только цифры, но и анализировать полученную информацию. Например, если мы говорим о тех ДТП и инцидентах, которые происходят на дорогах, то, как правило, это машины, которые производились достаточно давно и с несколько другими требованиями по безопасности. Сегодня наши автомобили отвечают всем современным требованиям по экологии и безопасности, которые мы ставим жестче, чем это регулируется законодательными нормами, согласно которым, например, не требуется подушка безопасности. А мы решили, что с начала 2012 года ни одной модели «АвтоВАЗ» не произведет без подушки безопасности водителя. Также все выпускаемые нами автомобили поддерживают топливо класса Евро-4.
— В этом году наблюдается падение продаж «АвтоВАЗа». Понятно, закончились госпрограмма утилизации. Скажите, тенденция падения продаж продолжится?
— Нет, не продолжится - мы изменим тренд. Правда и здесь цифры не всегда дают понимание ситуации. Конечно, мы знали, что с окончанием утилизации у нас упадут объемы продаж. Мы понимали это и учли в наших планах на 2012 год. Решили, что это самый подходящий момент для запуска новых моделей. Но при запуске новых моделей мы начинаем производить на тех же мощностях - в случае «Калины», например - меньший объем автомобилей текущего модельного ряда. Важно, что сейчас мы выходим на плановый объем производства «Гранты» и «Ларгуса» и видим повышенный спрос на эти автомобили. Проблема более приятная, чем в отсутствии спроса производить и реализовывать автомобили. И нам внушает оптимизм то, что в июле по сравнению с июлем мы продали больше автомобилей. И по августу хорошая динамика – мы впервые в этом году продали в августе автомобилей больше, чем в августе прошлого года, когда действовала госпрограмма утилизации. То есть, люди купили в августе больше автомобилей LADA, чем год назад, когда получали от государства 50 тысяч рублей, сдавая на утилизацию свою старую машину. Поэтому критический период близок к завершению, и я уверен: «АвтоВАЗ» к концу года выйдет на плановые объемы производства, и мы получим хороший результат продаж.
— А как вы оцениваете конкуренцию на нашем рынке? Например, корейские производители можно сказать наступают на пятки «АвтоВАЗу».
— Конкуренция очень серьезная, иностранные компании наращивают производство. У российского авторынка хорошие перспективы, он становится одним из самых динамично развивающихся в мировом масштабе. И во многом мы видим, что европейские производители решают те тяжелые проблемы, которые существуют сейчас в Европе, за счет в том числе России. Нам непросто: много моделей специально делаются для российского рынка. Но здесь одно решение – быть эффективнее и повышать качество.
— Как собираетесь в таких условиях конкурировать?
— Поверьте, потенциал у «АвтоВАЗа» очень серьезный. Всё реально при правильной работе менеджеров, при верном стратегическом видении, при хорошем взаимодействии с партнерами, высоких требованиях по качеству, коротких сроках запуска новых моделей и быстром обновлении модельного ряда. Многое уже сделано, но расслабляться, разумеется, рано.
— Мы видим первые плоды нового дизайнера «АвтоВАЗа» Стива Маттина – концепт Lada X-ray. Он сильно отличается от всего того, что раньше делал завод. Скажите, это действительно будущее лицо «Лады»?
— Как говорит сам Стив, это ДНК всех будущих моделей Lada. Да, это новый тренд стиля наших автомобилей.
— Скажите, когда первые модели появятся?
— После 2015 года.
— В конце июля «АвтоВАЗ» официально представил версию Lada Granta с автоматической трансмиссией. Каковы перспективы данной модели, какой процент от общего количества автомобилей компании займут версии с «автоматом»? Какие еще модели Lada планируется выпускать с автоматом?
- Мы видим, что спрос есть. В этом году немного произведем - около 10000, а в дальнейшем планируем более, чем на 20% от всего объема «Гранты» и новой «Калины» ставить «автомат». На «Ларгус» и «Приору» пока не планируем АКПП, это связано с технологией адаптации коробки.
— В прошлом году ходили слухи о возможном разделении бренда Lada на два: «АвтоВАЗ» для бюджетных моделей, а Lada – для более дорогих. Такая возможность действительно рассматривается?
- Это - именно слухи. Бренды разделить не планируем. «АвтоВАЗ» - это огромная компания, а LADA - автомобили, которые она производит и успешно продает. Так исторически сложилось в России, нам такая ситуация выгодна и мы её используем. Наши бренды «работают» друг на друга: «АвтоВАЗ» позитивно меняется, меняется и отношение к LADA. И наоборот соответственно. Это - сообщающиеся сосуды.
— 60 млрд рублей кредитных денег «АвтоВАЗ» планирует потратить на новые проекты и модернизацию производства. На что конкретно будут направлены эти инвестиции?
- Часть инвестиций уже реализована: мы ввели в эксплуатацию производственную линию В0, это «завод в заводе», ее проектная мощность более 350 тыс автомобилей. Будем здесь производить автомобили под тремя брендами - LADA, Renault и Nissan. Новая Калина, EL LADA, адаптация «автомата», дальнейшая модернизация производства... Все это требует инвестиций. И немалых. Продолжаем работать над собственной платформой LADA B, на ней в дальнейшем будем делать машины В и С классов. Могу сказать: наши инженеры сегодня головы поднять не могут - такое количество новых проектов. И главное - все это реальные проекты, которые, уверен, станут реальными машинами.
— Вы возобновляете производство электромобилей – с конвейера сойдут модели El Lada. Каковы перспективы электрокаров, учитывая, что стоимость его составит около одного миллиона рублей?
- Альтернатива бензиновым автомобилям необходима. Каждый крупный автопроизводитель многое делает в этом направлении. «АвтоВАЗ» — не исключение. Будут электрокары, появится и инфраструктура. Посмотрим, но потенциал есть. И мы готовы к новым вызовам. А что касается стоимости, при всей ее величине, EL LADA более, чем конкурентоспособна — ее ближайший «одноклассник» на 600 тыс руб дороже. То есть – более, чем в 1,5 раза. Все новые проекты мы делаем, прежде всего, просчитывая их эффективность для компании.