В России у перегонщиков автомобилей вновь есть работа. В последнюю неделю августа на пограничных переходах из Европы в Россию, как и на таможенных акцизных постах, скопились гигантские очереди из перегонщиков легковых и коммерческих машин.
Водителям приходится умываться прямо на обочине, ездить за продуктами на такси, чтобы не потерять место в очереди, спать и есть в машинах. На российско-польской границе автомобилей стоит так много, что они занимают даже территории близлежащих автозаправок и придорожных кафе.
На этой неделе Россия стала полноправным членом ВТО, и в связи с этим она вынуждена понизить заградительные пошлины на импорт автомобилей. Чтобы компенсировать снижение пошлин и защитить отечественного производителя, с 1 сентября вводится новый налог на ввоз машин — так называемый утилизационный сбор. Ставки утилизационного сбора должны, по замыслу чиновников, защитить российский рынок от автохлама. Налог состоит из базовой ставки (для легковых автомобилей она составляет 20 000 рублей, для коммерческих — 150 000 рублей), которая умножается на повышающий коэффициент, зависящий от возраста автомобиля и объема двигателя (у легковых машин), тоннажа (у грузовиков и фургонов) и длины (у автобусов). Спецтехника также облагается повышенным коэффициентом.
Платить большие деньги никто не хочет, вот и покупают про запас автомобили кто для себя, а кто для перепродажи.
За день до официального снижения ввозных пошлин мы обратились за комментариями транспортных аналитиков и представителей автокомпаний с просьбой оценить вступление России в ВТО. Мнения их различались в деталях, но сходились в одном: для покупателей новых легковых машин ничего не изменится. Снижение пошлин, которое будет ощутимым с 2018 года (ставка составит 15% вместо нынешних 25%), полностью нивелирует утилизационный сбор и инфляция. Автомобили по-прежнему будет выгоднее собирать в России, нежели ввозить их из-за рубежа.
Несмотря на это, сейчас многие модели, купленные на европейском рынке, обойдутся дешевле, чем если бы они приобретались в России.
И это с учетом ввозной пошлины, утилизационного сбора и расходов на топливо. Падение продаж на европейских рынках заставило местных дилеров продавать автомобили с большим дисконтом, чтобы освободить площади.
По данным агентства Autohaus PulsSchlag, в июле в Италии дилеры Fiat предлагают автомобили в среднем на 14,7% дешевле их первоначальной цены, во Франции Renault и PSA продают машины со скидкой в 14,1%. Автомобили премиальных марок продаются на 15—25% дешевле их аналогов на рынках других стран.
Например, чешский дилер Auto Kunz предлагает кроссовер Audi Q3 с дизельным двигателем, шестиступенчатой коробкой передач и навигацией за 30 тысяч евро (1 191 000 рублей при курсе евро 39,7 рубля). С учетом пошлины в 25% и утилизационного сбора в размере 3000 рублей российская цена этой машины составляет 1 481 000 рублей. На сайте российского представительства Audi автомобиль в такой комплектации стоит 1 756 000 рублей.
Дилер BMW, Autohaus Winter KG, еще неделю назад предлагавший BMW 320d с навигацией, кожаным салоном, датчиками света и дождя за 44 500 евро, сегодня готов уступить автомобиль за 39 тысяч (1 574 000 рублей). С учетом таможенной ставки и утилизационного сбора автомобиль обойдется в 1 879 000 рублей. Московские дилеры для автомобиля в аналогичной комплектации называли цены в 1 956 000 и 2 024 000 рублей.
Кроме того, на европейских площадках можно найти версии, которые не поставляются в Россию официально, но по наполнению и цене вполне могут конкурировать пусть и с более мощными, но более «пустыми» российскими комплектациями. Например, Mercedes-Benz E200 CDI (135 л. с.) из Рима с автоматической коробкой передач, кожаными сиденьями и литыми дисками стоит 33 499 евро. С учетом пошлины и сбора его цена — 1 654 500 рублей. На российском рынке есть только более мощная версия E220 (170 л. с.), но самая базовая дешевая версия начинается от 1 880 000 рублей.
Для того, кому комфорт важнее динамики, вполне заманчивое предложение.
Если сравнивать подержанные автомобили, можно сделать вывод, что для бюджетных иномарок от трех до пяти лет наступило золотое время. Пригнанный из Германии дизельный Ford Focus 2009 года с двигателем 1,6, механической коробкой передач и пробегом 104 000 км обойдется в 342 435 рублей (данные сайта webmobile.de). В России модель этого же года, этого же пробега будет стоить 520 000 рублей (данные auto.ru).
Получается, что ввезти автомобиль из-за рубежа может оказаться дешевле, чем приобрести его в России. В случае с подержанными машинами выгода становится очевидной и еще более непонятным, каким образом нас будут защищать от автохлама, если этот «автохлам» даже с учетом заградительных мер выглядит заманчивее своих российских собратьев.