Как изменятся пошлины с вступлением России в ВТО
С 23 августа Россия, ставшая полноправным членом Всемирной торговой организации, снижает ввозные пошлины на иномарки, повышение которых произошло в 2009 году в качестве антикризисной меры. Уже с четверга ввозные пошлины на новые легковые автомобили снизятся с 30% до 25%, а затем в течение следующих шести лет – до 15% от стоимости. Таможенный сбор на подержанные легковые автомобили до семи лет с четверга снижается с 35% до 25%, а к 2018 году составит 20% от стоимости.
Остальные изменения произойдут только к 2019 году.
Самые выгодные условия с 2019 года получат компании, которые будут ввозить автомобили с мощными двигателями. Ввозная пошлина на легковые автомобили с объемом мотора от 2800 до 3000 кубических сантиметров должна будет снизиться до 12,5%.
Внедорожникам и кроссоверам с большим объемом двигателя, которые по протоколу присоединения России к ВТО (неофициальный перевод документа есть на сайте Минэкономразвития) относятся к типу Sport Utility Vehicle (SUV — американский маркетинговый термин, включающий классы машин с полным приводом и высоким клиренсом), предусмотрены более серьезные преференции. Для автомобилей этого класса с объемом двигателя от 3500 до 4200 кубических сантиметров в 2019 году ввозная пошлина составит также 12,5%, а для машин с объемом двигателя более 4,2 л таможенный сбор составит 10% от заявленной стоимости.
Однако размеры пошлины на SUV могут быть еще скорректированы. На существовании этой позиции в протоколе настаивали представители Евросоюза, США, Японии и Канады, однако российской стороне удалось договориться о пересмотре в 2015 году условий ввоза SUV, если существующие ставки будут оказывать негативное влияние на российских производителей.
Правила ввоза легковых автомобилей и внедорожников старше семи лет вне зависимости от их типа остались прежними — от 2,3 до 2,8 евро за каждый кубический сантиметр рабочего объема двигателя.
На легкие коммерческие машины, как новые, так и подержанные, пошлина снизится один раз, с 23 августа, с нынешних 30% до 10%. Ставка на ввоз новых грузовиков и автобусов снижается с 25% до 10% (с 2018 году – до 5%), подержанных – с 30% до 15% (с 2018 года – 10%).
Кроме того, с 2018 года, когда прекратят свое действие существующие соглашения о промсборке, Россия отменит ввозные пошлины на автокомпоненты.
Снижение ввозных пошлин на автомобили сопровождалось введением с 1 сентября утилизационного сбора, который будут платить все импортеры легковых и коммерческих машин, включая обычных частников. По задумке властей, этот сбор должен компенсировать снижение пошлин. Производители, которые имеют свои заводы в России, будут освобождены от уплаты сбора только в том случае, если возьмут на себя обязательства по организации утилизационных производств.
Согласно данным Минпромторга и Минэкономразвития, базовая ставка утилизационного сбора составит 20 000 рублей за легковой автомобиль и 150 000 рублей за коммерческий или грузовой автомобиль. Эта ставка будет умножаться на повышающий коэффициент, размер которого зависит от возраста и объема двигателя автомобиля. Таким образом, сбор за легковую машину до трех лет для автокомпаний и индивидуальных предпринимателей составит 26 800 (автомобили с двигателем до 2 литров) до 110 000 рублей (автомобили с двигателями более 3,5 литров). За подержанный автомобиль старше трех лет придется заплатить от 165 200 до 700 200 рублей. Физические лица, который ввозят автомобиль только для личного пользования, заплатят 3000 рублей за новую машину и 5000 рублей за подержанную. В случае перепродажи ставка будет рассчитываться как для юридического лица.
Утилизационный сбор за новый грузовой автомобиль для всех составит от 135 000 до 555 000 рублей, за подержанный – от 172 500 до 1 884 000 рублей. За новый автобус придется заплатить от 177 000 до 637 000 рублей. Машинам, возраст которых больше трех лет, назначено от 418 500 до 1 246 500 рублей сбора.
Как изменится российский авторынок с вступлением в ВТО
Эксперты «Тройки диалог» Крис Уифер, Искандер Абдулаев и Ованес Оганисян опубликовали доклад, посвященный вступлению России в ВТО. Авторы доклада прогнозируют в автомобильной отрасли ухудшение положения российских производителей легких коммерческих автомобилей из-за резкого и ощутимого снижения ввозных пошлин. «Сильнее всего изменение тарифов скажется на группе ГАЗ, на долю которой приходится 50% российского рынка легковых и легких коммерческих автомобилей», — говорится в исследовании.
Аналитики, опрошенные «Газетой.Ru», также считают, что с вступлением России в ВТО больше всего пострадают отечественные производители коммерческого транспорта.
«Российские производители легких коммерческих машин могут оказаться под серьезным ценовым давлением со стороны импорта, — считает Андрей Рожков из «Метрополя». — Если говорить о производителях коммерческих машин, то там происходит более существенное снижение пошлины, и вполне возможно, что конкуренция в этом сегменте будет усиливаться за счет импорта как новых, так и подержанных машин».
В ГАЗ комментируют, что подготовились к вступлению России в ВТО. «Если какое-то падение продаж произойдет, то это может быть только сочетание ряда негативных факторов, — сказала «Газете.Ru» вице-президент ГАЗа Елена Матвеева. — Присоединение к ВТО для себя негативным мы фактором не считаем, потому что над повышением своей конкурентоспособности работаем и готовимся к открытому рынку уже давно».
В сегменте легковых автомобилей, по мнению аналитика, кардинальных перемен ожидать не стоит.
«Для легковых автомобилей, скорее всего, ничего кардинально не поменяется, поскольку известно, что с первого сентября вступает в силу утилизационный налог, который будет взиматься с импортеров. Этот сбор компенсирует снижение импортной пошлины, то есть иностранные автомобили, импортированные в Россию, дешевле не станут», — говорит Рожков.
В свою очередь, исполнительный директор аналитического агентства «Автостат» Сергей Удалов уверен, что вообще не стоит ожидать кардинальных изменений на российском авторынке в связи с вступлением в ВТО. «На мой взгляд, кардинально ничего не поменяется. Вместе со снижением пошлин на легковые автомобили на 5% одномоментно вводится утилизационный сбор. В коммерческом сегменте аналогичная ситуация: резкое снижение пошлин сопровождается большим утилизационным сбором. Единственные, кто выиграет, — импортеры автомобилей с большими двигателями. Они, вероятно, будут ввозить больше», — говорит Удалов.
Между тем снижение ввозных пошлин даже при действии утилизационного сбора может подстегнуть ввоз из-за рубежа поддержанных автомобилей, уверен руководитель отдела маркетинга автомаркета «Формула 91» Михаил Лезжов. Он считает, что в таких условиях выгоднее всего будет ввозить автомобиль возрастом от трех до пяти лет и объемом двигателя не более 2300 кубических сантиметров. «Даже с учетом введения утилизационного сбора автолюбитель при ввозе бюджетной иномарки с пробегом заплатит вдвое меньше, чем сегодня… Пригнанный для личного пользования из Германии Ford Focus 2009 года объемом 1,6 л будет стоить дешевле на 2000 евро, а, допустим, BMW X5 того же 2009 года с трехлитровым двигателем станет дороже примерно на 1000 евро», — говорит Лезжов.
Собираются ли автокомпании повышать цены на машины
В самих автокомпаниях пока осторожно относятся к тому, как снижение пошлин и утилизационный сбор повлияют на цены.
«Пока сложно говорить о каких-то корректировках. Постановление правительства о снижении пошлин еще не опубликовано, утилизационный сбор вступит в силу только с 1 сентября. В целом эти две меры нивелируют друг друга», — заявила «Газете.Ru» представитель Toyota Евгения Тетерина.
«К сожалению, правительство РФ до сих пор не определило окончательно размеры и порядок уплаты утилизационного сбора. Поскольку введение данного сбора напрямую влияет на стоимость автомобилей, пока нет окончательного решения правительства, мы не имеем возможности дать прогноз, каким образом вступление в ВТО скажется на ценовой политике BMW в России», — сообщил «Газете.Ru» директор пиар-департамента BMW Group Россия Алексей Кожухов.
«На данный момент ничего не планируем, внимательно изучаем ситуацию, но никаких ценовых изменений пока не будет», — заявил «Газете.Ru» пиар-директор General Motors СНГ Сергей Лепнухов.
В «АвтоВАЗе» заявили, что завод уже работает в условиях ВТО. «Основные конкуренты бренда Lada на российском рынке: бюджетные иномарки, сборка которых организована на территории РФ в соответствии с постановлением Правительства РФ о промсборке, - заявил «Газете.Ru» директор по внешним связям «АвтоВАЗа» Игорь Буренков. — Поэтому автомобили Lada не первый год успешно конкурируют, по сути, в условиях ВТО. Это подтверждают наши объемы продаж».
Вместе с тем целый ряд представителей крупных автокомпаний в беседе с «Газетой.Ru» отказались комментировать возможность изменения ценовой политики в связи со вступлением России в ВТО и попросили их не упоминать в материале.