Один из крупнейших мировых автоконцернов, американская компания Ford пошатнулась от европейского долгового кризиса. По прогнозам компании, ее годовые убытки в Европе превысят $1 млрд. В связи с этим Ford намерен предпринять решительные шаги для исправления ситуации. Об этом сообщает издание Bloomberg.
«Наши результаты в Европе за последние 12 месяцев неприемлемы, и мы должны решать эту проблему, — заявил финансовый директор европейского подразделения Ford Стюарт Роули на автомобильной конференции в Нью-Йорке. — Мы смотрим на наш план и будем охватывать все стороны нашего бизнеса, оглядываясь на структурные расходы, ассортимент нашей продукции и сам бренд».
Аналитики, среди которых Адам Йонас из банка Morgan Stanley's, считают, что Ford будет вынужден закрыть один или несколько заводов в Европе. По данным финансового учреждения, Ford сейчас использует лишь около 63% своих европейских производственных мощностей.
Во втором квартале этого года чистая прибыль автопроизводителя снизилась на 57% по сравнению с прошлым годом, составив $1,04 млрд. При этом операционные убытки в Европе составили $404 млн.
Чтобы уравнять рыночный спрос с производственными мощностями, Ford вынужден рассматривать вопрос о закрытии некоторых европейский заводов. В частности, сейчас активно обсуждаются возможность сворачивания производства в английском Саутгемптоне и бельгийском Генте.
«Одни расходы не могут вернуть нас на прежние позиции, — считает Роули. — Взгляните на наш бизнес в Северной Америке. Это хороший ориентир. Здесь мы продолжаем инвестиции в наш производственный план».
Продолжающийся экономический кризис в Европе заставил руководство компании по-новому взглянуть на дальнейшие перспективы. В июле Ford понизил прогноз по годовой прибыли. В компании признались, что больше не ждут, что она сможет достичь уровня 2011 года, когда операционная прибыль (до выплаты налога на прибыль и процентов по заемным средствам. — «Газета.Ru) компании составила $8,8 млрд.
Финансовый директор Ford Боб Шенкс на той же конференции отметил, что экономический кризис в Европе, на долю которой приходится четверть всех доходов компании, оказался глубже, чем это ожидалось в начале года. По его мнению, ситуация будет оставаться сложной как минимум на протяжении пяти лет.
Европейские продажи компании упали на 10% в первой половине 2012 года. По мнению Роули, проблемы в Европе, где общие продажи с 2007 года упали на 22%, не являются просто циклическим спадом. В убытках всех автопроизводителей виновна структура затрат автомобильной промышленности в Европе, включающая в себя производственные мощности.
«Мы видим задачу в том, чтобы стать более конструктивными, и мы должны рассматривать наши дальнейшие планы именно в этом контексте и развивать их соответственно», — считает Роули.
В Северной Америке, на которую призывает равняться руководство компании, дела компании идут действительно неплохо. Операционная прибыль во втором квартале выросла до $2,01 млрд, что на $200 млн больше, чем в прошлом году.
Неплохо идут дела у Ford и в России. Во втором квартале этого года в стране было продано более 36 тыс. машин, что соответствует показателям докризисного 2008 года.
Вскоре Ford планирует начать сборку в России четырех новых моделей — Kuga, S-MAX, Galaxy и Explorer, и тогда продажи, как ожидается, станут еще более ощутимыми.
Ну а пока дополнительную головную боль руководству автогиганта создают долги. В конце 2006 года Ford взял в займы порядка $23,4 млрд, заложив большинство основных активов, в том числе штаб-квартиру и собственную торговую марку. Благодаря этому во время финансового кризиса компании в отличие от основных конкурентов Chrysler и General Motors удалось остаться на плаву, не прибегая к помощи американского правительства и не проходя процедуру банкротства. В мае этого года глава Ford Алан Малалли заявлял, что компания выплатила уже $21 млрд, в том же месяце сумев вернуть себе право распоряжаться собственным брендом.
По мнению независимого автоаналитика Ивана Бончева, европейские проблемы Ford вряд ли отразятся на ситуации в России. «В отличие от Европы у нас автопродажи показывают устойчивый рост, поэтому у всех компаний, в том числе и у Ford, имеющего здесь производственные мощности, дела идут неплохо. Я не вижу прямых взаимосвязей между европейскими проблемами компании и их перспективами в России», — считает он.
Тем не менее Бончев не исключает, что негативные тенденции в Европе могут затронуть и Россию.
«Российское отделение организационно подчиняется европейскому подразделению, и поэтому на него, как на успешное, могут накладываться какие-то дополнительные нагрузки, чтобы как-то перераспределить прибыли. Еще одним фактором является вступление России в ВТО с изменением пошлин и одновременно появление с сентября утилизационных сборов. Многие считают, что это может вызвать рост цен и, соответственно, притормозить рынок. Но мне кажется, что в целом ситуация останется благоприятной», — заявил аналитик.