Saab Automobile AB и его бывший владелец, голландский производитель спорткаров Spyker N.V., в понедельник подали исковое заявление в суд Восточного округа штата Мичиган, в котором требуют взыскать с General Motors Co $3 млрд за блокирование сделки по продажи Saab китайскому консорциуму Youngman – Pang Da. В результате блока шведская компания была признана банкротом.
Информацию об исковом заявлении, а также его текст распространила пресс-служба Spyker, уточнив, что является одним из истцов, поскольку будет финансировать услуги юристов. Saab, который до сих пор находится под конкурсным управлением, не может нести бремя расходов, связанных с судебным процессом.
«Исковое заявление направлено против незаконных действий GM, направленных на предотвращение выхода Saab на китайский рынок в качестве конкурента. Действия GM повлекли за собой невозможность провести реструктуризацию Saab и его банкротство», — говорится в пояснительной записке к заявлению.
Согласно соглашению, которое было подписано в октябре 2011 года, Spyker намеревался продать акции Saab китайским инвесторам Pang Da и Zhejiang Youngman. Сначала предполагалась продажа всех 100%, но сделку заблокировал GM. Затем договорились о продаже 48,8% акций, но и здесь вмешался американский автопроизводитель.
В обоих случаях GM заявил, что заморозит лицензии на свои технологии, которые применяются в Saab, а также прекратит поставки автокомпонентов. В частности, кроссовер Saab 9—4 X, поставки которого планировалось начать в том числе и в Россию, производится на заводе GM в Мексике и построен на той же платформе, что и Cadillac SRX, а новый Saab 9—5 делит техническую базу с Opel Insignia.
В результате блока GM шведская компания, которая на время реструктуризации находилась под защитой от кредиторов, была вынуждена запустить процедуру банкротства.
Между тем в заявлении, поданном в окружной суд, Saab и Spyker утверждают, что действия GM незаконны, поскольку у Saab есть собственные разработки. «Модельный ряд Saab состоит из автомобилей, использующих платформы американского концерна, однако в марте 2011 года на международном автосалоне в Женеве Saab представил концепт-кар Saab PhoeniX, построенный на одноименной платформе, на которую GM не имеет никаких прав», — утверждают истцы.
По информации Spyker, платформа PhoeniX должна была стать базой для модели 9-3 2013-го модельного года, а в будущем ее планировалось использовать и для других моделей Saab.
Истцы убеждены, что американский концерн «утопил» Saab, чтобы не допустить его возвращения на китайский рынок, откуда Saab был принудительно выведен GM, когда находился под контролем американцев. Причина заключается в том, что GM находится в Китае в условиях жесткой конкуренции, которую осложняет политика местных властей, направленная на поддержку местных производителей и ограничение экспансии иностранных, в большей степени американских, компаний. Покупка шведской компании китайскими инвесторами дала бы Saab преференции, поставив его в более выгодное положение.
«Этот судебный процесс может длиться очень долго, и вряд ли стоит рассчитывать на быстрый исход дела. На мой взгляд, то, что Spyker фигурирует в качестве одного из истцов, – попытка отыграться на GM за запрет на продажу Saab китайцам», — считает исполнительный директор агентства «Автостат» Сергей Удалов.
В GM отказались от комментариев по поводу иска. В компании National Electric Vehicle Sweden AB, которая в июне 2012 года выкупила обанкротившийся Saab, на запрос «Газеты.Ru» не ответили.
Компания Saab Automobile вместе с дочерними предприятиями Saab Tools и Saab Powertrain была объявлена банкротом 19 декабря прошлого года. Без работы остались 3600 человек. Долги Saab, в том числе и по зарплате, составили около $2 млрд, а активы — лишь $500 млн.
Проблемы у шведов начались во время мирового финансового кризиса. Компания стала убыточной, и ее владелец американская General Motors (GM) даже подумывала о ее ликвидации.
Спасти Saab удалось благодаря сделке с голландской компанией по производству люксовых автомобилей Spyker Cars N.V. После долгих переговоров в 2010 году голландцам все же удалось выкупить контрольный пакет акций шведского автогиганта.
Камнем преткновения в переговорах с GM была фигура крупнейшего акционера Spyker Cars — российского бизнесмена, главы Convers Group Владимира Антонова. Американцы подозревали его в связях с оргпреступностью и отмывании денег.
В итоге для того, чтобы сделка все-таки состоялась, Антонову пришлось продать свой пакет акций голландской фирмы ее основному владельцу Виктору Мюллеру. Примечательно, покупка Saab происходила на деньги того же Антонова. Обвинения в адрес Антонова в итоге так и не подтвердились, и в январе прошлого года стало известно, что GM готов разрешить ему вновь стать акционером Spyker. Позже стало известно, что Антонов хочет за $43,3 млн выкупить у Spyker долю в по-прежнему убыточном автозаводе, но в итоге сделка так и не состоялась.
В июне прошлого года Saab вроде бы договорился с китайскими автопроизводителями Pang Da Automobile Trade и Zhejiang Youngman Lotus Automobile (Youngman). Они должны были предоставить заводу инвестиции в 240 млн евро для погашения долгов перед поставщиками, выплаты задолженности по заработной плате и возобновления выпуска машин.
Осенью Saab сообщил о подписании соглашения с китайскими компаниями, по которому им будет продано 100% акций завода за 100 млн евро. Но в итоге сделка была, по сути, заблокирована GM.