В условиях усиления неплатежеспособности ряда стран еврозоны автомобильные рынки продолжают падать стремительными темпами. По итогам июля в Германии, до последнего момента считавшейся самым устойчивым рынком, продажи снизились на 5%.
По данным Ассоциации автомобильной промышленности Германии (VDA), в прошлом месяце в стране было продано 247 860 автомобилей. Отрицательный результат обеспечили преимущественно розничные продажи, поскольку немецкие потребители стали более сдержанны из-за долгового кризиса в Западной Европе. Тенденцию подтверждает снижение количества новых заказов.
За семь месяцев 2012 года продажи автомобилей в Германии составили 1 882 400 машин, оставшись на прошлогоднем уровне.
Вместе с этим производство легковых машин в стране выросло на 5% по итогам июля до 457 700 единиц, а экспорт вырос на 3% в прошлом месяце.
Французский рынок падает девятый месяц подряд. После завершения национальной программы утилизации он не смог избавиться от эффекта низкой базы и показать положительные результаты. В июле продажи автомобилей в стране упали еще на 5,6% до 179 560 машин. Как сообщает Французская торговая палата, лидер рынка по-прежнему Renault, реализовавший 33 125 машин (-16,3%). Второе место по-прежнему занимает Peugeot с показателем 29 329 проданных автомобилей (-12,8%). Реализация Citroen в прошлом месяце составила 27 126 машин – на 7,8% меньше, чем годом ранее.
Между тем Франция – единственная из европейских стран, запустившая на государственном уровне программу поддержки национальных автопроизводителей. В конце июля правительственный план представил общественности министр по развитию промышленности Арно Монтебур.
Около 1 млрд евро планируется выделить на создание института автомобильных исследований, строительство зарядных станций для электромобилей, модернизацию производителей автокомпонентов и поддержку небольших компаний и субподрядчиков, которые будут модернизировать свои производственные мощности, ориентируясь на «зеленые» технологии. Еще 350 млн евро в следующем году достанется в качестве кредитов фирмам, инвестирующим в исследования и производство экологически чистых автомобилей.
Основной мерой правительства станет стимулирование покупательского спроса на экологичные машины. Со следующего года бонус от государства при покупке электромобиля составит от 5 до 7 тыс. евро, а гибридного автомобиля — на сумму от 2 до 4 тыс. евро.
В общей сложности на эту программу планируется потратить 490 млн евро.
Свою программу по стимулированию спроса запустил в Испании крупнейший французский производитель, Renault SA. Как заявило испанское представительство компании, при покупке Laguna и Espace покупателю предоставляется скидка в 7 тыс. евро, но получить ее в денежном эквиваленте нельзя. Вместо этого клиентам будут вручаться ключи от нового электрокара, цена которого составляет 6,99 тыс. евро.
Между тем общеиспанские продажи в июле вновь стремительно обвалились, на этот раз на 17,2%. до 65 312 машин, передает Испанская ассоциация производителей легковых и грузовых автомобилей (ANFAC). По прогнозам экспертов ассоциации, в условиях слабой национальной экономики, высокой безработицы и недоступности автокредитования падение авторынка продолжается.
Таким образом, ANFAC снижает годовой прогноз, который теперь составляет менее 700 000 автомобилей (-13,5% к прошлому году), что приближает испанский рынок, твердо удерживавший пятое место по объему, к уровню Бельгии и Голландии.
В Италии продажи падают на протяжении 11 месяцев. По информации Итальянской ассоциации автопроизводителей (ANFIA), в предыдущем месяце рынок обрушился на 21,4%, до 108 826 проданных машин, и достиг уровня 1978 года.
Падение продаж, усугубленное экономическими трудностями и ростом безработицы, является также следствием дополнительного налога на бензин, средства от которого должны пойти на ликвидацию последствий землетрясения, происшедшего в мае на севере страны, в ходе которого пострадали, в том числе, и предприятия автомобильной промышленности. В ANFIA прогнозируют дальнейшее падение местного рынка.
«Спрос на новые машины возрастает тогда, когда их покупка становится особенно выгодной. Например, когда падают ставки по автокредитам или проводится стимулирующая политика со стороны государства. Сейчас можно говорить, что такие меры поддержки в Европе закончились. Кроме того, в условиях снижения потребительской уверенности население сейчас стремится воздержаться от покупки товаров длительного пользования, к которым относятся автомобили», — комментирует сложившуюся ситуацию на европейском рынке аналитик ИФК «Метрополь» Андрей Рожков.