— Департамент транспорта Москвы подготовил концепцию по регулированию рынка таксомоторных услуг в Москве. Как предлагается регулировать работу такси в городе этим документом, каким станет столичное такси?
— Суть реформы нацелена на создание цивилизованного предложения таксомоторных услуг в городе. В 2013 году уже планируем, что в городе появится два типа такси – «стандарт» и «премиум». «Стандарт» — это тот экономический сегмент, который будет работать от бордюра и должен вытеснить основную массу нелегалов. Мы планируем, что такси этого класса позволит увеличить количество так называемых коротких перевозок, то есть поездок на небольшие расстояния, где сейчас основная ценовая конкуренция с бомбилами. «Премиум» — это сегмент такси, удовлетворяющий пожеланиям клиентов.
— А где эти легальные таксисты будут располагаться? Вдоль дорог?
— В городе уже действует 220 парковок для такси. Это специальные площадки, обозначенные специальными знаками и выделенные дорожной разметкой. На одной такой парковке будет размещаться от трех до десяти автомобилей.
Сейчас мы ведем работу по расширению таких парковочных мест в городе. Также ведем переговоры с департаментом культуры города, чтобы организовать легальные парковки для такси у кинотеатров, театров и других мест для культурного отдыха. Машины, которые не находятся на стоянках, на наш взгляд, должны находиться в движении – на то оно и такси, чтобы ехать.
— А вот что с такими «хлебными» с точки зрения таксистов местами, как железнодорожные вокзалы? По нашим данным, их до сих пор контролируют этнические группировки. Почему власти до сих пор не решили эту проблему, и что делается в этом направлении?
— Мы ведем работу по организации работы легального такси на московских вокзалах. Наша задача в ближайшее время решить эту проблему и сделать так, чтобы на привокзальных территориях работало только легальное такси. Работаем в тесном сотрудничестве с московской полицией и ОБЭПом, так как именно в их компетенции осуществлять контрольные рейды и применять меры пресечения к нелегалам. Сотрудничаем с дирекцией железнодорожных вокзалов. Большинство из них уже оборудованы спецзонами для стоянки такси. Работа идет полным ходом, там уже присутствует легальное такси, и компании направляют туда своих водителей. С мертвой точки работа в этом направлении сдвинулась.
— А монополистов там не будет?
— Мы ведем работу таким образом, чтобы работу на железнодорожных вокзалах могли осуществлять различные, но только легальные перевозчики, которые получили официальные разрешения.
— Когда вы пришли на вокзалы устанавливать легальный рынок, встречали ли сопротивление со стороны тех, кто работает там уже давно? Неужели просто так взяли и ушли?
— Конечно, этот вопрос очень болезненный для всех вокзалов. Но, как показывает практика, те нелегальные перевозчики, которые там работали, уже поняли ситуацию. Они приходят получать официальные разрешения, то есть готовы соответствовать всем нашим требованиям.
— Власти Москвы хотят сделать для такси в городе один единый тариф. О каких суммах идет речь?
— Да, мы рассматриваем возможность введения фиксированных тарифов на услуги такси. Это сложный вопрос, поэтому опираемся на совместную работу с ФАС.
Мы в данный момент обсуждаем предложение сделать 100 рублей минимальной суммой, а далее за один километр 30 рублей. Ночной будет дороже – 150 рублей плюс 40 рублей за каждый километр.
Сейчас, по нашей оценке, минимальная сетка измеряется в суммах 300–400 рублей, даже если проедете всего один километр или 15–20 минут.
— Перевозчиков эта тарификация устроит?
— Уже сейчас есть несколько компаний, которые по собственной инициативе стали использовать эти тарифные сетки. Но этот вопрос будет еще обсуждаться.
— У нас к вам есть вопросы по новой организации работы такси в городе от московского профсоюза «Таксист». По их словам, новая концепция не устраивает подавляющее число перевозчиков, потому что слишком много изменений, навязанных извне. Так, никто не хочет перекрашивать автомобили в единый желтый цвет, включая, как говорят в профсоюзе, «Желтое такси».
— Единый цвет такси есть во многих городах мира, где-то даже становясь чуть ли не символом города. Например, говорим нью-йоркское такси и сразу представляем желтые машины. Или лондонские черные кэбы. В Гонконге три официальных цвета такси, в зависимости от которого они могут обслуживать разные части города. В Мадриде и Риме такси белые, в Барселоне – черно-желтые, в Берлине бежевые, а в Бангкоке утверждено несколько расцветок, например сине-красная и желто-зеленая.
В концепции мы предлагаем сделать такси желтым, но это внедрение будет постепенным – это далекая перспектива, и она будет еще отрабатываться. Я не думаю, что людей, которые захотят работать в легальном такси, будет смущать цвет. К тому моменту, когда начнется внедрение цвета, многие уже начнут менять автомобили и будут покупать автомобили уже сразу в этом цвете.
К тому же сейчас можно оклеить автомобиль пленкой – это стоит примерно 15 тысяч рублей. Для работы в мегаполисе сумма незначительная, но это позволит таксистам привлечь новых пассажиров.
— Многие таксомоторные компании не хотят, чтобы правительство Москвы создало единый колл-центр такси. Город фактически станет монополистом этих услуг, и что делать перевозчикам с уже существующими диспетчерскими службами?
— Единый – не значит единственный. Каждая таксомоторная компания сможет иметь свой номер для заказа. В первую очередь в нашем понимании — это система обработки телефонных звонков по самым разным моментам. Например, человек хочет сообщить о нарушении такси, хочет пожаловаться или сообщить какие-то данные о таксомоторной компании. Это будет также мониторинговый центр, который сможет отслеживать скопление автомобилей в каких-то местах, и уже мы сможем отслеживать весь рынок. Сможем мониторить то, что сейчас закрыто от нас, и уже в последнюю очередь это будет колл-центр с возможностью заказа такси.
— В профсоюзе «Таксист» также интересуются, каким образом власти собираются создать рабочую группу и на каких правах представители профсоюза и бизнес-сообщества войдут в эту группу – как зрители или полноправные участники?
— Рабочая группа уже создана. Мы не против включать в нее новых участников, но сначала мы запрашиваем у всех информацию о том, чьи интересы они представляют. Делается это для того, чтобы у сектора нелегального такси не было возможности повлиять на ситуацию в городе. Соответствующий запрос давно ушел в данный профсоюз, но пока ответа нет.
— Новой концепцией предлагается ограничить модельный ряд такси восемью моделями: Lada Largus, Renault Logan, Renault Sandero, Hyundai Solaris, Kia Rio, Volkswagen Polo Sedan, Chevrolet Aveo, Ford Focus. Почему именно эти модели, ведь в эту ценовую категорию попадает много других хороших иномарок, которые сейчас применяются легальными таксистами.
— Мы не навязываем таксистам выбор. Мы основываемся на здравом смысле и экономической рентабельности. Автомобиль должен быть недорогим, надежным для пассажира и оснащен таксометром, а также соответствовать минимальным нормам безопасности. В данный момент это концептуальные модели, и список будет расширен. Мы показали планку, ниже которой мы не хотели бы видеть автомобили в нашем городе. В дальнейшем мы планируем сформулировать не список моделей, а набор критериев, которыми должен обладать автомобиль такси. Этот вопрос мы также будем обсуждать с УФАС по Москве.
— Власти уже второй год пытаются легализовать работу такси. Сколько было в итоге выдано лицензий в городе? Сколько на сегодняшний день легальных таксистов?
— Выдано уже чуть более 18 тысяч официальных разрешений, и каждый день обращаются люди, индивидуальные предприниматели, которые хотят перейти в легальный сегмент.
— То есть легальной таксист не обязательно должен работать в какой-то компании? Это может быть простой одиночка?
— Да, это может быть отдельный индивидуальный предприниматель. На сегодняшний день 55% таксистов — это ИП.
— А сколько в Москве сейчас легальных таксомоторных компаний?
— Чуть более 350 компаний, которые составляют 45% от легального рынка.
— Сколько всего автомобилей такси нужно городу?
— Городу нужно 50–55 тысяч автомобилей.
— Каким образом власти борются с «бомбилами»? Ввели штрафы для нелегальных таксистов в 5000 рублей. Сколько в итоге таких извозчиков было оштрафовано, и как удается
доказать, что водитель нелегально зарабатывает?
— Коллеги из ГИБДД и ОБЭП делятся статистикой, работа ведется. Регулярно видим по телевидению, как инспекторы останавливают автомобили для проверки.
— Ну это по телевидению. А на деле как они понимают – «бомбила» перед ними или нет?
— Проверяют наличие разрешения на осуществление деятельности по перевозке, выданное департаментом транспорта, оборудован ли автомобиль в соответствии с федеральным законом «О такси». В законе прописано, что в легальном такси обязательно должен быть таксометр, на кузов нанесена цветографическая схема – «шашечки», на крыше должен размещаться фонарь оранжевого цвета.