Масштабное подтопление городских улиц, произошедшее в Москве во время сильных дождей в середине июля, могло быть вызвано засорами ливневой канализации. Эксперты Межрегионального общественного центра «За безопасность российских дорог», винят во всем пыль, образовавшуюся из мраморной крошки, которую коммунальщики использовали зимой в составе противогололедной смеси.
Два сильнейших ливня прошли в Москве 13 и 20 июля. Особенно сильным дождь оказался 13-го числа, когда за полчаса выпало 32 мм осадков, что соответствует трети месячной нормы. В результате ряд центральных улиц города оказались затопленными. К примеру, на Солянке, Ордынке, Садовнической улицах, Спартаковской площади и других центральных улицах воды было так много, что она закрывала колеса автомобилей.
По данным МОЦ, в результате ливней образовалось 600 точек подтопления общей площадью свыше 150 тысяч кв. м. Пострадали все районы города, от центра до окраин. Уровень воды в некоторых местах превышал 1,2 метра.
Движение на столичных улицах оказалось парализованным, а количество затопленных на стоянках автомобилей перевалило за сотню.
Эксперты из центра пришли к выводу, что подтопление города вызвано использованием коммунальщиками нового комбинированного противогололедного реагента, в состав которого входят формиат натрия, пищевая соль и мраморная крошка. По их данным, за зиму на улицу высыпали более 300 тысяч тонн реагентов.
Напомним, что столичные власти в сентябре прошлого года провели конкурс по закупке противогололедных средств на общую сумму 2,5 млрд рублей. Чиновники подчеркивали, что закупаться будет новая противоледная смесь с мраморной крошкой, которая меньше вредит окружающей среде, домашним животным и обуви горожан. При этом ранее применялась гранитная крошка.
«Под механическим воздействием мраморная крошка разрушается, превращаясь в каменную пыль. В результате ливневая канализация оказалась настолько забита мраморной пылью, что после сильного дождя московские улицы теперь напоминают венецианские каналы», — приходят к выводу эксперты МОЦ.
По их данным, похожая ситуация в городе наблюдалась более десяти лет назад, когда в столице в качестве противогололедного средства массово использовали песок, забивавший ливневые стоки.
«Затем городские власти стали использовать противогололедные реагенты, которые полностью растворяются в воде, и ситуация выправилась. Локальные подтопления, конечно, бывали, но автомобили не тонули. Прошедшая зима стала первым сезоном, когда в составе противогололедных смесей появилась мраморная крошка. По окончании этого сезона в столицу вернулись масштабные потопы после дождей», — отмечают в МОЦ.
По данным организации, предстоящей зимой в столице вновь будут использовать тот же реагент, причем его объем будет увеличен до 450 тысяч тонн.
Эксперт МОЦ Роман Корнилов пояснил «Газете.Ru», что к своим выводам специалисты центра пришли теоретическим путем. «Мы очень давно и плотно отслеживаем проблему безопасности дорог и их состояния, — пояснил он. — По нашему мнению, проблема не в том, что ливневые канализации не справляются с объемом воды: в последние годы таких подтоплений там не наблюдались. Проблема в том, что они забиваются. Мы считаем, что это именно пыль от мраморной крошки».
По мнению Корнилова, МОЦ обладает достаточной компетенцией с точки зрения уровня экспертных заключений. «Мы сотрудничаем со специалистами из разных сфер, — говорит он. — В сфере благоустройства и содержания дорог мы общаемся со специалистами профильного департамента правительства Москвы, привлекаем и других игроков рынка».
В ГУП «Мосводосток», которое отвечает за состояние коллекторной сети в столице, «Газете.Ru» сообщили, что о возможном загрязнении сетей пылью от мраморной крошки слышат впервые.
«Есть несколько причин образования в центре города огромных луж, — рассказала «Газете.Ru» пресс-секретарь ведомства Марина Грудина. — Во-первых, это огромный объем осадков. Такие мощные дожди бывают примерно раз в пять лет. К примеру, пропускная способность столичной канализационной сети составляет порядка 20 мм осадков в течение нескольких часов, а здесь было 32 мм за очень короткий срок. Во-вторых, это мусор, который с улиц города потоками воды устремляется к дождеприёмным решёткам, перекрывая путь в коллекторные сети. В-третьих, это недостаточный диаметр труб, в который попадает вода через эти решетки». По словам Грудиной, последняя причина во время недавних ливней была основной.
«В центре города, который пострадал больше всего, диаметр канализационных труб в основном составляет 400 и 600 мм, что в данном конкретном случае оказалось недостаточным.
Но надо учитывать, что катаклизмы такого масштаба в городе происходят крайне редко», — сообщила она.
В «Мосводостоке» рассказали, что, когда в столице начинается дождь, бригады предприятия на спецтехнике выезжают на потенциально опасные участки, где может произойти скопление воды. Всего в Москве находится свыше 800 пониженных мест, в которых происходят краткосрочные скопления воды во время интенсивных дождей. Кроме того, существуют чуть больше 50 мест, которые не имеют сети дождевой канализации. «Получая прогноз синоптиков о неблагоприятном характере погоды и об обильных осадках, мы готовим дежурные бригады. В действие вводится так называемый «мобилизационный план», который позволяет эффективно использовать специальную технику, исходя из оперативной обстановки на местах. Бригады выезжают по адресам и с помощью откачивающих машин, а также вручную очищая, при необходимости, дождеприёмные решётки от мусора, попадающего на них вместе с потоками воды, устраняют временные скопления», — сообщили в ведомстве.
В департаменте ЖКХ и благоустройства Москвы не смогли оперативно прокомментировать ситуацию с мраморной крошкой.