Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции МВД (ГУЭБиПК) подозревает руководство Федерального агентства морского и речного транспорта (Росморречфлот) и ряда подведомственных ему учреждений в превышении служебных полномочий и нецелевом использовании бюджетных средств. Об этом сообщает пресс-служба управления.
Уголовное или административное дело пока не возбуждено. Проводится проверка в отношении главы службы морской безопасности Виктора Кузнецова. Его подозревают в преступлении по ч. 1 ст. 285 УК РФ «Злоупотребление должностными полномочиями» (до 10 лет лишения свободы). Также следователи проверяют руководителя Росморречфлота и его заместителей и администрацию мурманского порта.
Поводом к расследованию стал служебный лимузин Audi A8L, на котором, по версии полицейских, ездит Виктор Кузнецов. В ходе проверки полицейские выяснили, что автомобиль стоимостью более 7 млн рублей был приобретен в 2011 году ФГУ «Администрация морского порта Мурманск» на деньги, полученные от корабельных сборов.
Корабельный сбор взимается со всех грузовых судов, входящих в акваторию порта, за их стоянку, погрузку-выгрузку груза, услуги лоцмана, а также транзит. По закону все средства, полученные таким путем, должны направлять на поддержание инфраструктуры порта, ремонт или замену портовых сооружений и техники. При этом, как отмечают в МВД, других доходов, кроме корабельных сборов, у администрации мурманского порта обнаружено не было.
«Затем по распоряжению одного из заместителей руководителя федерального агентства этот автомобиль был зачислен на баланс ФГУ «Служба морской безопасности» и оборудован спецсигналами, после чего поступил к руководителю службы в качестве служебного автомобиля», говорится в официальном пресс-релизе.
В ГУЭБиПК МВД России «Газете.Ru» уточнили, что ни служба морской безопасности, ни Росморречфлот не принадлежат к списку ведомств, которым положена мигалка.
Кроме того, служба морской безопасности заключила договор с коммерческой организацией на оказание транспортных услуг, однако все фактические расходы, связанные с обслуживанием автомобиля, были заложены в баланс федерального учреждения и оплачивались из бюджета.
На момент подготовки материала не удалось узнать, с какой организацией у службы морской безопасности был заключен договор, а также кто из руководства Росморречпорта подозревается в превышении служебных полномочий. В пресс-службе управления по борьбе с коррупцией не смогли сообщить подробности, сославшись на то, что уголовное дело еще не возбуждено.
Как заявили «Газете.Ru» в самой службе морской безопасности, на балансе ведомства нет ни одного служебного автомобиля. «Я работаю здесь с 2006 года, и всегда все сотрудники, вплоть до руководителя, ездили на личных автомобилях», — рассказал начальник отдела международных и общественных связей Сергей Фомченко.
В Росморречфлоте от комментариев отказались, в ФГУ «Администрация морского порта Мурманск» после вопроса о лимузине положили трубку.
«Если по автомобилю нет информации на сайте госзакупок, вероятно, он был куплен из закрытой части бюджета. Большинство таких закупок, которые не регламентируются публичными тендерами, отследить невозможно», — говорит эксперт в сфере госзакупок Иван Бегтин.
Практика, когда одна государственная организация закупает для другой организации автомобиль, а затем передает его в аренду или дарит, уже сформировалась в российской системе. Самый громкий случай произошел в Екатеринбурге в марте 2011 года. Тогда муниципальное унитарное предприятие «Екатеринбургэнерго» приобрело и сдало в аренду сити-менджеру Александру Якобу Mercedes-Benz S500 стоимостью 6 млн рублей.
В прокуратуре посчитали, что предприятие ЖКХ превысило свои полномочия, так как вправе совершать только такие сделки, которые направлены на достижение их уставных целей, как-то: решение социальных задач в сфере ЖКХ по обеспечению тепловой энергией объектов города, а также удовлетворение общественных потребностей в производстве продукции технического назначения для нужд Екатеринбурга.
Ведомство требовало признать договор аренды незаконным, равно как и договор купли-продажи автомобиля. Однако суд встал на сторону Якоба и признал сделку законной.
Между тем, согласно данным реестра Росимущества, чиновники втемную закупают автомобили таких брендов, которые для официальных поездок обычно не используются. Так, согласно данным Росимущества, в автопарке ГИБДД Санкт-Петербурга есть спорткар Porsche 911, в Морской государственной академии имени адмирала Ушакова на балансе находится Jaguar XJ, а в «Рособоронэкспорте» — Jaguar S-Type 2.5 SE.