США обратились в ВТО, требуя от китайской стороны отмены антидемпинговых пошлин, сообщает The Wall Street Journal. Американская сторона считает, что в результате введения этих мер, автокомпании из США, которые обеспечивают 80% китайского рынка, потеряли $3,3 млрд.
«Мы получили официальное уведомление от США, и у организации есть 60 дней на его рассмотрение», — заявил пресс-секретарь ВТО Кит Рокуэлл.
В свою очередь, министерство торговли и коммерции КНР направило в ВТО ответное письмо, в котором сообщило, что КНР будет рада сотрудничать с США в соответствии с правилами торговли, но также требует этого и от американской стороны.
«Американцы признают, что между США и Китаем есть ряд неразрешенных вопросов, касающихся автопрома. Однако сами они не готовы к переговорам, предпочитая валютным инструментам силовой путь», — считает аналитик Guotai Junan Гарри Чэн.
Тарифные меры, на которые жалуется Белый дом, китайское правительство ввело в декабре 2011 года. Они коснулись машин с объемом двигателя более 2,5 литра, ввозная пошлина на которые выросла с 2% до 21,5%.
Для всех автомобилей General Motors был введен дополнительный тариф в размере 8,9—12,9% от заявленной стоимости в зависимости от объема двигателя.
Антидемпинговая пошлина в отношении продукции Chrysler составила 6,2—8,8%. В меньшей степени данная мера затронула немецкие Mercedes и BMW: для них были заявлены пошлины в 2% и 2,7% соответственно. Mercedes-Benz поставляет в Китай внедорожники ML и GL, а также минивэны R-class со своего американского завода в Алабаме. BMW собирает кроссоверы X3, X5, X6 на заводе в Калифорнии.
В пояснительной записке к налоговому документу, опубликованной китайским министерством торговли и коммерции, было сказано, что эти компании занимаются демпингом — продают автомобили в Китае дешевле, чем в США. Пошлины были введены сроком на два года.
«Мы проверили ряд заявлений от автопроизводителей, работающих в Китае, и пришли к выводу, что импорт из США создает сильную конкуренцию компаниям, выпускающим машины с мотором объемом более 2,5 л в стране», — заявил позднее министр торговли коммерции КНР Чэнь Дэмин.
Сейчас за счет различных налогов и сборов к стоимости импортного автомобиля в Китае прибавляется до 25%.
По мнению аналитиков, речь идет о развязывании самой настоящей торговой войны между США и Китаем.
Причина этому — предстоящие президентские выборы и желание нынешнего президента Барака Обамы получить дополнительные голоса. Обострение отношений в торговле между США и Китаем началось осенью 2011 года. Недовольство американской стороны и жалобы в комиссию по урегулированию споров Всемирной торговой организации вызывали слишком дешевые китайские солнечные батареи.
В ноябре 2011 года производители батарей в США обратились в правительство с целью ввести жесткие таможенные ограничения на продукцию китайских компаний, которые, по их мнению, устанавливали на свою продукцию демпинговые цены, что угрожало американским заводам закрытием, а их сотрудникам — потерей работы.
Заградительные пошлины на китайские автомобильные шины в размере 35% были введены американским правительством в сентябре.
«Китай ввел заградительные пошлины в декабре прошлого года, однако свое отношение к этому Белый дом выказал только сейчас, когда Обама ездит по стране с предвыборными речами, встречается с избирателями. Это еще один инструмент политической борьбы», — считает глава предвыборного штаба кандидата в президенты Митта Ромни Ли Чэн.