Московские мотоциклисты в очередной раз решили привлечь внимание к проблеме дорожной безопасности. На выходных они провели массовую акцию, посвященную взаимному уважению мотоциклистов и автомобилистов. Поводом стала авария, произошедшая 13 мая на проспекте Мира, где водитель Mazda после ДТП мотоциклиста скрылся с места происшествия. На записи с видеорегистратора, попавшей в сеть, видно, как мотоциклист и чёрная Mazda 3 параллельно перестраиваются в крайней левый ряд. После этого мотоциклист врезается в металлический отбойник. В байкерском сообществе считают, что аварию спровоцировала Mazda, хотя столкновения мотоцикла и иномарки не было. Пострадавший байкер сейчас находится в реанимации с многочисленными переломами, а водителя автомобиля до сих пор не могут найти.
В середине мая произошло еще одно ДТП, резонанс вокруг которого не утихает до сих пор. На Минском шоссе в аварию попал сын независимого технического эксперта Юрия Антипова, который зацепил своей машиной и отправил в кювет байкера, попытавшись объехать мотоколонну по обочине. Это происшествие стало поводом для широкой дискуссии между сообществами автомобилистов и мотоциклистов, которые спорят о степени виновности участников происшествия. Непримиримая позиция как одних, так и других только обостряет конфликт.
Каждый байкерский сезон сопровождается авариями, в которых гибнут сотни мотоциклистов – наиболее незащищенных участников дорожного движения.
По данным ГИБДД, только в 2011 году в России было зафиксировано 9377 крупных ДТП с участием мотоциклистов. В них погибли 1 308 человек, еще 10 678 получили тяжелые увечья. В основном это мотоциклисты в возрасте от 16 до 24 лет.
Две третьих таких ДТП происходит при столкновении мотоцикла с другими транспортными средствами. В ГИБДД отмечают, что преобладающая причина аварий с участием «железных коней» — это невозможность автомобилистов среагировать на мотоциклы в движении. Как правило, водитель автомобиля не заметил байк, попавший в «мертвую зону», или заметил, но уже слишком поздно, чтобы избежать столкновения. Наиболее частая схема подобных ДТП — мотоцикл, движущийся прямо, тогда как автомобиль делает левый поворот со встречной полосы движения либо перестраивается из одного ряда в другой. Случаи, когда автомобилист специально цепляет мотоцикл, — редкая причина ДТП, уверены в ГИБДД.
Однако, как правило, в подобных авариях в равной степени виноваты как сами мотоциклисты, так и водители автомобилей. Для многих автомобилистов резкое появление большого числа мотоциклистов в транспортном потоке после зимнего сезона становится неожиданностью.
С другой стороны, чаще всего поведение мотоциклистов на дороге носит провокационный характер.
Мотоциклисты также за долгую зиму отвыкли от скорости, от дороги, «подзабыли правила», сетуют гаишники, поэтому нередко превышают скорость, резко перестраиваются, выезжают на полосу встречного движения при обгоне транспортных средств. Резкие старты со светофора, езда между рядами, обгон через «мертвые зоны».
Мотоциклист Юрий Мальцев, которого 3 мая на Минском шоссе сбил Volkswagen Touareg, написал в своем блоге: «Крался по междурядью медленно, потому что было какое-то чувство противное, что что-то не так. Кто меня лично знает, видели, как обычно езжу». Позже эта запись была скрыта от посторонних.
Примечательно, что в судебных процессах в делах о ДТП с участием машины и мотоцикла виновными практически всегда признают как автомобилиста, так и мотоциклиста. Дело в том, что, согласно ПДД, водитель любого транспортного средства должен убедиться в безопасности маневра и выбирать скорость, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, видимость в направлении движения.
Большинству современных спортивных байков достаточно 4–6 секунд, чтобы разогнаться до сотни, — быстрее, чем большинство автомобилей на городских дорогах.
Трудно удержаться, чтобы не впрыснуть дозу адреналина в кровь, выкрутив ручку газа. Не в этом ли причина, почему ПДД соблюдают в основном водители тяжелых мотоциклов, которые и разгоняются медленнее, и в управлении на скорости нужна большая сила, чтобы их удерживать.
С другой стороны, автомобилисты нередко ведут себя на дороге так, что претензии и требования уважения мотоциклистов можно понять.
Каждый год байкеры, устраивая акции, требуют к себе уважения и напоминают, что в ДТП автомобилистов защищает машина, а мотоциклист один на один с дорогой. В этом они правы. Но насколько кто-нибудь вправе требовать к себе уважения, если сам зачастую демонстрирует на дороге полное безразличие к безопасности?